aif.ru counter
20

ЖКХ как народная наука. Управлять домом можно научиться

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 04/03/2015

Проблемы ЖКХ касаются всех, как говорится, от мала до велика.

О том, как научиться отстаивать свои права на качественные и недорогие коммунальные услуги, мы поговорили с руководителем регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, организато-ром"Школы жилищного просвещения" Мариной Иконниковой.

Информация как воздух

- Марина Владимировна, как появилась идея создания "Школы жилищного просвещения"?

- Всерьез помогать населению пробираться сквозь дебри ЖКХ решили в сентябре 2012 года: тогда при мэрии города сформировали Общественно-консультативный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Жизненно важных путей на тот момент оказалось три. Во-первых, необходимо было создать экспертный совет по вопросам ЖКХ. Сейчас он изрядно расширился: помимо профессионалов и специалистов, задействованы и пенсионеры как самые активные собственники. Второй момент - наладить постоянные консультации горожан. Ну а третьим направлением нашей работы и был проект "Школа жилищного просвещения.

- "Просвещать" именно пенсионеров планировали сразу?

- На первых порах, конечно, у "Школы" была довольно узкая специфика: планировали, что ее будут посещать именно уполномоченные по домам, только председатели ТСЖ и так далее. Мы хотели помочь этим людям в управлении домами: ведь не секрет, что большинство из них - не специалисты в данной сфере, а управление домом - дело серьезное.

В "Школу" приходит все больше людей, но не столько от жажды знаний, сколько от безнадежности - для многих это последний шанс добиться чего-то в борьбе с недобросовестными управленцами. Пенсионеры понимают, что если не вчитываться в договор с УК, не предъявлять к ним претензии - бардак так и будет продолжаться.

- В чем, на ваш взгляд, заключается уникальность этого проекта?

- "Школа жилищного просвещения" - не совсем то, что мы привыкли понимать под этим словом. У нас нет парт и классов, а вместо детей на "уроки" приходят пенсионеры. Я считаю, им как воздух нужна информация - как правильно написать, оформить и подать жалобу, на что нужно обратить внимание, заключая договор с управляющей компанией. Программу "Школы" составляют различные встречи с собственниками жилья. Общение проходит по-разному - это и обсуждение конкретных проблем, и встречи с представителями снабжающих компаний, и выступления бывалых, съевших собаку на вопросах ЖКХ.

Молодость и опыт

- Вы подчеркиваете, что жилищное просвещение особенно актуально для пенсионеров. А насколько активно в вопросах ЖКХ молодое поколение жильцов?

-Я много общаюсь с пенсионерами и могу с уверенностью сказать: у людей пожилого возраста вообще другая "закалка". Пенсионеры во всем заинтересованы, хотят получить больше информации - чтобы хоть как-то попробовать решить свои коммунальные проблемы и даже более того - отстаивать интересы других жильцов. А вот молодые мужчины и женщины не всегда могут возглавить дом по чисто практическим причинам - не хватает времени из-за работы. Но, как оказалось, пенсионеры не только сами за дома горой стоят, но и молодых успевают привлекать.

- Вы сталкивались с молодыми управляющими домами?

- Безусловно, приходилось. Однажды к нам пришла 80-летняя пенсионерка, раньше возглавлявшая домоуправление. Так вот, она ушла с поста, сказав: "Возраст - сил уже не хватает". И нашла себе замену в лице молодого человека, обещав во всем делиться своим опытом с начинающим уполномоченным, а "младший коллега", в свою очередь, оформлял письма в инстанции, заполнял различные электронные формы - то, что пенсионеру подчас невозможно сделать в одиночку.

Истории "до мурашек"

- Наверняка в вашей практике были непростые ситуации. Расскажите о них, пожалуйста.

- Есть немало историй, от которых до сих пор мурашки по коже. История дедушки-инвалида, ветерана Великой Отечественной войны. У него в квартире не было отопления - в прямом смысле слова, не было вообще. До прихода к нам фронтовик куда только не обращался: писал письма в контролирующие органы с объяснениями: угловая квартира, постоянно продувает - и нигде не был услышан... Было очень сложно на самом деле. Что меня большего всего поразило, так это казенный язык, которым дедушке отвечали: "параметры соответствуют нормам...", "температурный режим в порядке..." и так далее. А дедуля замерзал... Наконец, когда из инспекции пришли измерить температуру, в квартире работал обогреватель. Конечно, "все в порядке", если работает обогреватель!

- Удалось ли помочь дедушке-ветерану?

- Когда ветеран обратился к нам за помощью, история длилась долгое время. Сразу подключили контролирующие органы, экспертов, сами неоднократно приезжали к дедушке - обычная практика для таких "экстренных случаев", как этот. Но после долгих боев нам удалось многого добиться: дедушке поменяли стояки, поставили новые отопительные батареи - и все за счет управляющей компании.

А однажды в центр обратилась женщина: в их доме сильно протекала крыша, но ремонтировать ее управляющая компания по каким-то причинам не хотела. Доходило до того, что в квартире шли похороны - а с потолка капало... Подобных случаев много, очень много. Но найти контакт с УК все-таки можно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых