aif.ru counter
20

Театру не хватает остроты жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 26/03/2014

Завтра, 27 марта, - Международный день театра. Павел Ондрин - один из самых популярных артистов астраханского драмтеатра. Он рассказал "АиФ" о своем видении проблем современного театра.

Требуются критики

- Павел, вы живете в Астрахани с 1998 года. За это время менялись режиссеры, спектакли и зрители. Чего не хватает современному театру?

- Любому театру нужны аналитики, наблюдатели, неангажированные критики. Отсутствие даже непрофессиональной критики - беда для театра. Конечно, важна поддержка зала, но аналитически критикующий зритель - большая редкость. Зритель не обязан быть в материале, он приходит в театр, чтобы получить удовольствие. Его критерий лишь - "нравится - не нравится", и это неплохо. Если понравилось, то придет снова. Но театр не может существовать постоянно с ощущением победы. Так же, как повар не в состоянии иногда отличить вкус приевшегося блюда, только искушённый едок может объяснить, не стало ли оно хуже, не утеряло ли остроту. Уверен, что развиваются, являются по-настоящему живыми лишь те театры, где постоянно анализируют ситуацию, рассуждают, чего хочет зритель. Лишь тогда театр сможет удивлять.

Театр - это не музей

- Театр должен удивлять?

- Безусловно, но сейчас это происходит все реже.

- Что тому виной? Кризис репертуара или отсутствие талантливых актеров?

- Нужно постараться увидеть в любой старой пьесе острые темы, которые существуют в настоящее время. Для меня важна привязка к сегодняшнему дню, иначе все может превратиться в театр-музей с экспонатами того времени. Функция же театра, на мой взгляд, - неравнодушно отражать то, что здесь, сегодня, сейчас.

Тем более что мало современной качественной драматургии, размыто понятие положительного героя. Как сериальный образец предлагаются разве что успешные политики, бизнесмены и полицейские. Интеллигенты перестают быть героями, и это как в сегодняшней жизни. По-видимому, время такое. Я бы назвал его ватным: слова глушатся, предметы падают беззвучно, люди боятся быть резкими, неожиданными, предпочитая банальность и серость. То, что пытаются иногда назвать традицией, порою вторичность, неумение создать что-то новое.

И с этим ничего не поделаешь! Хотя редкие творческие единицы, по-настоящему талантливые, еще способны все же выделяться. Есть драматурги и режиссёры, которые пытаются зацепить, разбудить зрителя. Но их мало.

- Вы, как и раньше, считаете драматурга лидером в театре?

-Уверен, что драматургия первична. Она дает повод фантазии. Но лидер всё же режиссёр! По-моему, жалобы на отсутствие постановочного материала есть некоторое лукавство. Можно взять классику и сделать отличный современный спектакль. Как это делал, например, мастер своего дела Петр Фоменко, когда взял "Войну и мир" и пропустил через себя сегодняшнего.

- Спектакли каких режиссеров, кроме Фоменко, смотрите с удовольствием?

- Андрея Кончаловского, Владимира Мирзоева, Марка Захарова, Кирилла Серебренникова... Остро, любопытно, нет ощущения размазанной каши. Есть, впрочем, и интересные молодые режиссеры.

Возможностей для отсмотра других театров стало немного. Выезжаем, к счастью, но в основном на гастроли, а не на фестивали. А если и бываем на фестивалях, то пребывание наше там ограничено по времени, успеваем только отыграть свое, мало что видим. Выручает Интернет.

Театральный эксклюзив

- "Артель астраханских артистов" - это альтернатива классическому театру? Здесь вы удовлетворяете творческий голод?

- Это команда людей, умеющих работать в связке. Получаю здесь удовольствие от работы с друзьями, это самое большое удовольствие в жизни. Артель отличается и репертуарной политикой. Мы ставим пьесы, которые редко возьмет стационарный театр. Это полезно для творчества. И интересно для зрителя, который получает возможность увидеть на сцене то, что, возможно, никогда бы и не увидел. Еще для творческого человека надо иметь возможность остановиться и понять: я ошибся. Важно ощущение, что ты можешь вернуться назад. Это поиск, как эскиз у художника, который еще можно исправить. Так вот, сознание того, что ты можешь прерваться, отказаться от чего-то, в Артели есть.

Кстати, в Европе преобладают театральные проекты: собираются люди, ставят спектакли, откатывают их, получают удовольствие и зарабатывают. Государственных театров там очень мало. Зато существует много мобильных команд, вся деятельность которых как бы процеживается через сито, проходит жесткий отбор. Зритель голосует деньгами, и неталантливые отсеиваются.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых