aif.ru counter
20

"Осетровых лучше запретить"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 25/06/2014

Километры браконьерских сетей, десятки килограммов героина и мигранты, которых задерживают в самых неожиданных местах, - вот с чем сталкиваются в своей работе астраханские пограничники. О трудностях борьбы с нарушителями рассказал начальник Пограничного управления ФСБ РФ по Республике Калмыкия и Астраханской области Вячеслав БИРЮКОВ.

Героин бутылками

- Вячеслав Васильевич, чем Астраханская область отличается от других российских приграничных территорий? С какими опасностями здесь приходится сталкиваться?

- Астраханский регион - это южные ворота страны. Здесь пересекаются пути наркотрафика из Азии, каналы контрабанды товаров, незаконной миграции, продолжается браконьерская деятельность на Каспии. Новая угроза связана с попытками транспортировки через границу в нашу страну средств террора и экстремизма. По всем этим направлениям астраханские пограничники имеют хорошие показатели оперативной деятельности.

- Какие пути используют, на какие ухищрения идут нарушители, чтобы доставить наркотики через границу?

- Основной канал доставки наркотических средств через Астраханскую область прежний - пассажирские и грузовые поезда, следующие транзитом через Казахстан из Таджикистана и Узбекистана. В 2013 году на пункте пропуска Аксарайский сотрудники погранконтроля и оперативники выявили пять случаев контрабанды наркотиков, изъяли около 200 кг героина и марихуаны. В этом году в конце апреля при осмотре поезда "Атырау - Астрахань" под отопительным отсеком рабочего тамбура нашли полиэтиленовый свёрток с 470 граммами марихуаны. Крупная партия была обнаружена и 15 мая в ходе досмотра вагона N 6 поезда "Душанбе - Москва", изъяты 45 пластиковых бутылок - в них находился героин общим весом 80 кг. Есть попытки провезти запрещённые к свободному обороту стимулирующие китайские лекарственные препараты. В пункте пропуска Караозек мы пресекли восемь таких попыток.

Мигранты под потолком

- Как часто приходится пресекать попытки незаконной миграции?

- Практически ни одного дня не проходит без задержания. Самый проблемный участок - железная дорога, пролегающая по территории Красноярского района. Как правило, нарушают границу те граждане иностранных государств, которым въезд на территорию РФ по причине административных правонарушений закрыт. Нарушители стремятся проникнуть к нам в обход пунктов пропуска, привлекают пособников. С начала года выявлено 4380 таких граждан - в четыре раза больше, чем в 2013 году. В подавляющем большинстве это граждане среднеазиатских государств. Они идут на различные ухищрения. Последний случай: женщина, подкупив проводника, пряталась под крышей поезда в душном и грязном отсеке. И таким вот образом пыталась добраться до Москвы, чтобы пополнить ряды гастарбайтеров. Такие примеры - на каждом шагу.

- Во время поездки вице-премьера Дмитрия Рогозина в прошлом году говорилось о переносе пункта пропуска из Аксарайска ближе к границе. Вопрос как-то решается?

- Да, мы предлагали создать пункт пропуска в селе Малый Арал Красноярского района. Сейчас Росграница совместно с РЖД подготовила необходимое обоснование о финансировании переоборудования и оснащения станции Кигаш и железнодорожного пункта пропуска Аксарайский. Требуются согласования различных ведомств: таможни, фитосанитарного контроля, Роснадзора и так далее. Ждём решения на уровне правительства.

Не покупайте черную икру

- Общественность часто судит об эффективности работы пограничников по охране водных биоресурсов. Кажется, браконьеров меньше не становится.

- С начала года наши сотрудники изъяли более 16 км сетей, 100 крючковых снастей, семь маломерных судов, 14 подвесных моторов, выпустили в естественную среду обитания 240 осетров.

Считаю, заслуживают внимания предложения губернатора полностью запретить по всей стране реализацию всех видов рыб осетровых пород и чёрной икры, ввести нормы вылова для рыболовов-любителей, допускать к аукционам на получение квот только организации, которые осваивают их на 90%.

Погранслужба ФСБ внесла свои предложения в правительство: ограничить использование судов типа "байда" на законодательном уровне, ограничить использование руль-моторов более одной единицы - то есть до 150 лошадиных сил. Как известно, изощрённые браконьеры ставят по два-три руль-мотора (до 250 лошадиных сил), чтобы скрыться от преследования, используют новейшие навигационные приборы.

Афганцы на "моторках"

- Появляются сообщения, что наших браконьеров ловят казахстанские пограничники.

- У Астраханской области и сопредельных территорий Казахстана есть много взаимных интересов, в том числе сохранение биоресурсов Каспийского моря. С казахстанскими коллегами-пограничниками проводим совместные операции на севере моря, совместно патрулируем наиболее уязвимые участки границы, при задержании сразу передаём информацию сопредельной стороне. В штабе нашего погрануправления казахстанские коллеги в режиме онлайн передают команды своим подразделениям.

- Зачем к вам недавно приезжали коллеги из Афганистана?

- Пять тысяч километров границы в Афганистане - это водные артерии. Коллегам было интересно в деталях, на практике узнать, как мы работаем. Познакомили делегацию с отрядом сторожевых кораблей, обучали специалистов пользоваться оснащёнными по последнему слову техники моторными лодками. Мы прямо заинтересованы в качественной работе афганских коллег.

- Идут ли астраханские призывники в пограничники?

- Ребята идут к нам с удовольствием. В этом году мы отобрали около 40 человек для поступления в институт и академию ФСБ России. Надеемся, что астраханцы успешно выдержат вступительные экзамены. Шефствуем над пограничными классами, которые есть во многих селах, привозим в гости ветеранов, артистов и спортсменов, берем школьников на экскурсии на погранзаставы. Молодёжь должна знать о том, что работать пограничником - трудно и почётно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых