aif.ru counter
76

Театральный пластик

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 03/09/2014

Астраханские театралы относятся к премьерам, как к культовым фильмам в доинтернетную эпоху: заранее покупают билеты, смакуют новости о постановке. Спектакли театра оперы и балета считаются самыми необычными. Станет ли опера "Князь Игорь", которую в ближайшие выходные покажут в кремле, действительно грандиозным действом? Об этом мы поговорили с главным художником театра Еленой Вершининой.

Зрители в отдалении

- В 2012 году астраханцам показали масштабную оперу "Борис Годунов" сначала в кремле, потом в театре. Сейчас мы ждем премьеры оперы "Князь Игорь" - снова в кремле. Работа над двумя спектаклями отличалась? И чем?

- Да, мы репетируем оперу "Князь Игорь", премьера которой, как известно, будет в сентябре в кремле, а уже потом в здании театра. Там головных уборов будет побольше.

Это зрелищное, масштабное действо. Здесь все иное, прежде всего расстояние между сценой и зрителями не двенадцать метров, а все пятьдесят. Так что внимание зрителей сложнее удержать, тем более что практически не видна мимика актеров. Другие, мощные декорации. Иной грим, парики. В 2012 году очень выручил мастер, работающий с пенопластом, - Юрий Смирнов. Именно благодаря ему изготовили огромный колокол (около двенадцати метров высотой), так запомнившийся зрителям.

Люди хотят зрелища, и чтобы они его получили, мы становимся волшебниками.

- Для того чтобы ваше "волшебство" проявилось на сцене, Астрахани нужно иметь учебные заведения по подготовке мастеров. Хватает ли театру профессиональных колледжей?

- Обычно таких специалистов готовят в театральных училищах. Но мы каждого работника постановочной части ежегодно отправляем на обучение в столичные театры или приглашаем преподавателей сюда. Хороших мастеров очень мало, и мы ценим каждого работника в нашем театре. Что же касается нехватки, то прежде всего она ощущается среди художников-бутафоров.

- При наличии в городе художественного училища - дефицит художников?

- Да! А хорошо бы было набирать такой курс хотя бы раз в два года. Если выпускники художественного училища и появляются у нас, их нужно учить заново, все начинать с нуля. В других астраханских театрах тоже так. Профессионала надо готовить несколько лет, а если вдруг он уйдет - все, театр рухнет.

- Правда, что "Евгений Онегин", премьера которого состоялась в апреле, стал первой оперой, целиком подготовленной исключительно в Астрахани? В столичных театральных мастерских побоялись делать нестандартные декорации?

- Мы применили новую технологию живописи по прозрачному пластику. Все изготовили астраханские мастера, и мы обрели большую уверенность в своих силах. Надеемся, что теперь все оперные спектакли будем делать самостоятельно.

Дорогой вид искусства

- Для того чтобы режиссер спектакля и художник могли создать на сцене нечто исключительное, по каким параметрам у них должно быть совпадение? Они должны быть похожими людьми?

- В создании постановки направляет музыка, в ней звучит все, и она соединяет режиссера и художника в творческий тандем. Если мы читаем и чувствуем музыку одинаково, то и в спектакле будет происходить что-то чудесное. Что-то вроде инь и ян.

- В тандем "режиссер Константин Балакин - художник Елена Вершинина", который сделал большинство последних постановок театра за два года, что-то можно добавить, улучшить?

- Когда много работаешь вместе, начинаешь лучше чувствовать друг друга. И совместное произведение совершенствуется. Получается не просто декорация, а полноправная часть спектакля, которая живет на сцене. Ни одна вещь не существует сама по себе. Даже если лист бумаги просто лежит - значит, таков был творческий замысел художника и режиссера. У режиссера есть свой стиль, который надо уловить, но точно так же он улавливает и стиль художника. Мы можем по-разному говорить, но чувствовать должны одинаково. Тем более опера - это самый тяжелый и дорогой вид искусства.

- Вы приехали в Астрахань четыре года назад. Какими были ваши первые впечатления как художника?

- Очень понравился кремль, сочетание белой архитектуры и зеленых куполов. Купеческие дома с резными наличниками и кованными балконами.

- А от театра, его устройства?

- Конечно, удивили масштабы здания. В редких городах есть такие театры-дворцы. Когда долго идешь на работу по парковой зоне, огромным наружным и внутренним лестницам, есть время подумать о работе и творчестве и насладиться свежим воздухом. Да и для фигуры замечательно.

- Какие службы находятся в вашем ведении?

- Вся постановочная часть. Занимаемся вместе с Владимиром Петровичем Дунчевым, заведующим постановочной частью. Это пошивочный цех, художники-декораторы, бутафоры, гримеры, постижерный, обувной и столярный цеха.

- Все цеха полностью укомплектованы?

- Пожалуй, это главная наша проблема. В театре был слабый кадровый уровень, хотя все делали, конечно, что могли. В настоящий момент уровень кадров выше благодаря и Владимиру Дунчеву, и художественному руководителю Валерию Воронину.

Два года назад с приходом Галины Ердаковой стал по-новому работать гримерно-постижерный цех. Тогда, перед постановкой оперы "Борис Годунов", мастер за месяц сделала 47 бород, трудились днем и ночью, чтобы успеть. А шляпница Татьяна Карпова сделала для этого спектакля 217 шляп. По особой технологии - на основе желатиновой ткани, которую мы впервые применили при постановке оперы "Пиковая дама". Тогда не было еще и обувщиков, вышивальщиц.

Сейчас цеха практически укомплектованы. Но специалистов по сварочному делу продолжаем искать.

- Есть ли какие-то оперы, которые лично вам хотелось бы воплотить на сцене?

- "Фауст"!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых