aif.ru counter
10

Страсти на дорогах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 03/09/2014

С астраханских дорог исчезло несколько маршрутов городских "Газелей". Несмотря на планы по увеличению парка автобусов, их количество сокращается. О том, как обстоят дела с пассажирским транспортом, корреспондент "АиФ-Астрахань" поговорил с заместителем директора Региональной ассоциации автотранспортников Дамиром БУЛАТОВЫМ.

Больше маршруток

- Горожане жалуются - маршрутные такси ходят реже или же вовсе исчезают. Действительно ли маршруток становится меньше?

- На данный момент в Астрахани около 100 маршрутов, которые обслуживают микроавтобусы малой вместимости. Из них примерно десять стали в последнее время нерентабельными: это, например, 4ск, 65, 70, 76, 79. Некоторые из них закрылись, на некоторых еще ходят машины. Но в целом ситуация скорее обратная - активно появляются новые маршруты. Например, 2с, 75с, 92с и 93. Кроме того, увеличилось количество "Газелей" на 62-м, 89-м и 80-м маршрутах.

По логике, если администрация объявляет о победе на конкурсе нового перевозчика, старые должны уйти. Но старые перевозчики, которые работают уже лет 15, считают, что их права нарушены, и с маршрута не уходят. Получается, на одном маршруте работают несколько бригад - легальные и нелегальные.

- Но вечером все равно трудно попасть с работы домой. А после 21.00 многие маршрутные такси вообще исчезают. На чем прикажете добираться?

- По Трудовому кодексу, если на маршруте только один водитель, то больше восьми часов при пятидневной рабочей неделе он за рулем сидеть не должен. Если работают два водителя посменно, в сумме время работы не должно превышать 90 часов в две недели: 10 часов за рулем, по два часа на отдых и "сменный простой". Выходит, маршрутное такси вправе работать только до 7 часов вечера с одним водителем, до 21.00 - с несколькими шоферами.

Мы предлагаем ввести так называемый ночной тариф. То есть включить затраты перевозчика на привлечение еще одного водителя: налог за нового работника, расходы на топливо и дополнительный техосмотр. За восемь лет городская служба по тарифам так и не одобрила наше предложение.

- Такси отбирают у вас клиентов?

- Частный извоз в Астрахани хорошо развит. По официальным данным, в городе работают две тысячи такси с разрешением регионального минтранса и около 15000 нелегалов - частных бомбил. Сейчас стоимость проезда в службах такси - от 60 рублей по городу.

Проверки на бумаге

- Кто решает, какие маршруты появятся и сколько автобусов или "Газелей" должно быть на каждом?

- Раньше было так: составлялась маршрутная карта, то есть информация о путях следования автобусов и "Газелей", а затем проводились конкурсы среди перевозчиков. Специальная группа мониторила ситуацию на маршрутах. Сейчас такая работа осталась лишь на бумаге. В 2009 году по заказу астраханского правительства вроде бы провели исследование пассажиропотока - просто взяли прежние данные и наложили их на существующие маршруты.

- Нам еще лет десять назад обещали, что скоро "Газели" уберут и горожане будут ездить на больших автобусах.

- Были такие планы. И до сих пор озвучиваются. Предполагается, что маршрутки будут играть вспомогательную роль: не более двухсот "Газелей" на самых узких улицах. В итоге должны были бы закрыться 27 маршрутов микроавтобусов. Мы возмутились.

По 30 рублей за проезд

- Ожидает ли нас рост стоимости проезда?

- Сейчас для маршруток цена за проезд ощутимо занижена в сравнении с затратами на перевозки. Окупаемым содержание транспортного средства будет, если за билет пассажир заплатит 30 рублей. Сюда входят расходы на топливо, техосмотр, установка "Глонасс", налоговые выплаты, страховка машины и клиентов и многое другое. Без поддержки извне меньшая стоимость проезда на автобусе, средняя стоимость которого от 3 до 7 миллионов рублей, просто нерентабельна.

- Одно из условий конкурса на перевозки - как раз новые машины.

- Да, но на новый маршрут требуется, допустим, 30 машин. У индивидуального предпринимателя их нет. Можно сложиться и купить машины вместе с несколькими другими перевозчиками. Но опять же - где гарантия, что удастся выиграть конкурс?

- Как, по-вашему, можно выйти из сложившейся ситуации? Как сделать так, чтобы транспорт работал нормально?

- На мой взгляд, есть два пути: либо поднять стоимость проезда, либо ввести бюджетные дотации всем легальным перевозчикам. Ради дотаций перевозчик будет вести мониторинг пассажиров, выяснять, сколько пассажиров пользуются маршрутом, в каком направлении чаще ездят - то, чего сейчас никто не делает. Это позволит регулировать тарифную планку. По моему мнению, при такой системе, когда реальные затраты перевозчиков окупаются, а цена за проезд не бьет по кошельку пассажиров, проблем с распределением транспорта возникнуть не должно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых