aif.ru counter
9

Слепая нелюбовь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 05/06/2013

Стать инвалидом может каждый. Как сегодня живется людям с ограниченными возможностями, мы выяснили у представителей региональных общественных организаций инвалидов. 5 июня - Международный день борьбы за права инвалидов.

В цифрах

Размер базовых пенсий по инвалидности в 2013 году составляет для инвалидов первой группы 7220 рублей 63 копейки, второй группы - 3610 рублей 31 копейку, третьей группы - 1805 рублей 16 копеек. Дети-инвалиды получают 8861,54 рубля. Более высокие пенсии получают инвалиды, имеющие иждивенцев, и те, кто к моменту получения инвалидности успел накопить пенсионный капитал, но прибавки это, как правило, небольшие. Имеют право инвалиды и на получение ежемесячной денежной выплаты - социальной доплаты к пенсии, в которую входит компенсация за отказ от набора соцуслуг. Размер этой доплаты составляет 1619,27 рубля для инвалидов третьей группы, 2022,78 рубля - для второй, 2832,41 рубля - для третьей.

Транспортные трудности

- В последнее время ухудшилась доступность окружающей среды для инвалидов, - говорит председатель Астраханского областного общества слепых Александр РОМАНОВ. - Сейчас на дорогах много транспорта, но удобен ли он для физически ограниченных людей? Раньше ездили автобусы, трамваи, которые ходили по расписанию, подходили четко к остановке, даже слепой человек мог сориентироваться, спросить, какой номер подошел. В общественном транспорте объявляли остановки. А сейчас? Многие водители маршруток не знают, где какая остановка, и даже в автобусах их никто не объявляет.

С недоступностью общественного транспорта каждую неделю сталкивается председатель астраханского клуба незрячей молодежи "Искра" Андрей Абрамов. Молодой человек полностью потерял зрение из-за травмы в 17 лет. Но не отчаялся, поступил учиться в АГУ, ведет активный образ жизни и помогает другим слепым осваивать компьютерные технологии. Но живет он в Янго-Ауле, и у родных нет возможности постоянно сопровождать юношу в его поездках. Как правило, он садится на 19 автобус, а на нужной остановке его встречают. Он просит кондуктора или водителя остановить в нужном месте, но те то и дело забывают о просьбе слепого парня, а остановки никто не объявляет.

- Кондуктор заболтался, а потом спохватился: "Ой, мы проехали, выходи здесь!", - рассказывает Андрей. - А где - здесь? Высадили в пустынном месте, никого рядом нет, даже спросить не у кого, где нахожусь. Спасибо, мобильный с собой, еле нашелся. Или порой предлагают: доезжай с нами до конечной и обратно. А что еще делать?

Зрячий человек этого не поймет, но для слепого невозможно сориентироваться в незнакомом месте. Как правило, все свои маршруты незрячие люди долго изучают, стараясь запомнить малейшие приметы каждых 10-ти метров. И если слепого провезли даже всего одну остановку - ему очень трудно дойти обратно.

- Транспортная недоступность привела к тому, что многие вынуждены сидеть в квартире, быть полностью зависимыми от окружающих, - рассуждает Александр Романов. - Даже для похода в поликлинику приходится на полдня отвлекать родных и близких от их дел.

Опасности на прогулке

Для многих инвалидов проблема - даже просто выйти погулять во дворе, дойти до ближайшего магазина. И речь даже не о пандусах, которые должны быть у каждого учреждения, а об ужасном состоянии тротуаров. Ямки, выбоины затрудняют передвижение на инвалидных колясках, грозят падениями хромым людям, а для слепых и вовсе представляют катастрофу.

- Чтобы слабовидящие могли увидеть лестницу, ее первая и последняя ступеньки должны быть окрашены в желтый цвет, - говорит Александр Романов. - А сейчас модно делать мраморные лестницы, облицованные плиткой, на которой не только инвалиду, даже здоровому человеку немудрено поскользнуться. Но ведь хотя бы здания пенсионных фондов, служб занятости, собесов можно было оборудовать правильно!

А как же закон?

Особенно много жалоб на здание центра социальной поддержки населения Советского района Астрахани, который в прошлом году перенесли из Жилгородка на ул. Адмирала Нахимова, 66.

- Перейти дорогу там невозможно, пешеходного перехода поблизости нет, - жалуются льготники. - Приходится делать крюк, чтобы перейти дорогу на светофоре, который находится на отдаленном расстоянии. А ведь это здание в первую очередь создано для помощи пожилым людям и инвалидам!

По словам председателя

Астраханского областного общества слепых Александра Романова, это явное нарушение закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов": собес не имели права открывать, не сделав здание доступным для инвалидов!

- По закону все социальные объекты должны приниматься в эксплуатацию с учетом мнений общественных организаций инвалидов, - говорит председатель общества. - Но сколько мы ни писали в мэрию, нас ни разу не привлекли при сдаче объектов! Кстати, на Западе даже в закусочных на заправке меню шрифтом Брайля печатают, хотя туда, может, один слепой за 5 лет зайдет! А мы элементарных и самых необходимых вещей не можем добиться.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых