aif.ru counter
22

Жизнь в мире глухонемых

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 05/06/2013

Анисия Акимовна Гребенникова - человек необычной судьбы и профессии. После Великой Отечественной войны она 26 лет проработала в специализированной школе-интернате для глухонемых детей. Сейчас Анисия Акимовна прикована к постели. Во всемирный день борьбы за права инвалидов она рассказала о своей жизни, работе в интернате, трудностях, которые ей сегодня приходится преодолевать.

Дорога в интернат

- Я тринадцатый, самый младший ребенок в семье. 21 июня 1941 г. окончила библиотечный техникум, а на следующий день началась война. Парней сразу призвали в ряды советских войск, а девчонок военкомат распределил на различные должности. Я стала шофером вместо библиотекаря, - рассказывает Анисия Гребенникова.

Водить машину научилась за считанные дни. Перевозила разные грузы и людей. Помимо этого приходилось рыть окопы, от которых на руках появлялись красные мозоли. Однажды Анисия везла в свой полк продукты. По пути машина сломалась. Когда девушка принялась её чинить, получила перелом правой руки. Вести грузовик пришлось одной рукой. Было очень сложно, но другого выхода не было. Благо, помог находящийся в машине пассажир. Он переключал скорость. Он же сообщил о случившемся командиру части, и девушку сразу же определили в госпиталь, но долго там отлеживаться она не стала. Ведь нужно было работать.

Она вообще никогда не боялась трудностей. Поэтому, когда в 1948 году попала в школу-интернат для глухонемых детей, поняла, что останется здесь работать.

"Первое время было непросто. Боялась, так как не знала язык и мимику глухонемых. Но я взяла книгу о Ленине и через неё стала общаться с детьми. Там было много картинок. Я их показывала детям, а они учили меня их языку. Так мы и познакомились", - делится впечатлениями Анисия Гребенникова.

Учились жить и выживать

Дети были разные. Одни - добродушные и желающие познать мир слышащих. Другие замыкались в себе. Задача - найти подход к каждому. Не жалеть ребенка-инвалида, а общаться с ним на равных, дать ему понять свою состоятельность, свою значимость в мире слышащих и говорящих.

Неоднократно Анисия Акимовна забирала некоторых ребятишек к себе домой. Её воспитанники с удовольствием проводили свободное время у своей учительницы. Все праздники наша героиня старалась проводить со своими детьми - они стали ей как родные. На Новый год наряжалась в Деда Мороза, садились с ними за стол. Вместе гуляли, ходили в музеи, на выставки, учились жить и выживать в отдельном, непонятном другим мире - мире глухонемых. Дети чувствовали, что они небезразличны, не одни в этом мире. Благодаря своему педагогу они не ожесточились, научились жить в мире вечной тишины. Анисия Акимовна помогала детям-инвалидам как могла, и многие из них благодарны ей и по сей день. Кто-то заходит, кто-то пишет письма. О любимом преподавателе вспоминают не только бывшие ученики, но и сегодняшнее руководство интерната.

Трудности

В этом году Анисия Акимовна отметила свой 90-летний юбилей. До недавнего времени она передвигалась по квартире на инвалидной коляске, но за последний год её здоровье немного подкосилось.

После тяжелых травм и переломов, которые она получила в военные годы, ей дали инвалидность. Сейчас Анисия Акимовна совсем не встает с кровати. За ней смотрит её дочь Татьяна Азёма. "Сложности в основном возникают в больнице. Холодное отношение врачей к больным не знает предела. Один раз в больнице врач-гематолог предложила, чтобы мы обратились с просьбой к главврачу о выделении ей автомобиля. Только тогда она сможет посмотреть больную. Кроме того, постоянные очереди занимают много времени. Мама остается дома одна. На войне она получила столько переломов, что многие движения сейчас доставляют ей боль", - рассказывает она.

Анисия Гребенникова всю жизнь помогала инвалидам. Сейчас она сама инвалид и поражается человеческому безразличию, с которым приходится сталкиваться.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых