aif.ru counter
21

Свобода и комфорт придают силы артисту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 24/10/2012

Сергей Кичигин - мастер художественного слова и художественный руководитель монотеатра "Зеленая лампа" филармонии. Звучит довольно замысловато. На самом деле - это когда сам себе и завлит, и режиссер, и актер, и даже реквизитор. Это трудно, но и комфортно. Потому что есть ощущение свободы.

- Сергей Анатольевич, в дофилармонический период как артист вы "осваивали" и астраханские театры. Какие?

- Начинал в 1991 году в только что организованном в Астрахани театре кукол. Потом работал в Москве. Но по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Астрахань, хотя директор столичного театра не хотел расставаться. И стал актером астраханского драматического театра. Вот в ТЮЗе и музыкальном театре не работал.

- Жалеете?

- Наверное, нет. А потом ушел на филармоническую сцену, правда, сначала в Курске. Думаю, что мою творческую жизнь особо пестрой не назовешь. Ведь многие мои знакомые меняли театры практически каждый год.

- В "Зеленой лампе" есть еще актеры? И откуда такое название?

- Только я. Но постоянно моими партнерами по сцене выступают музыканты филармонии. Музыка - важная, неотъемлемая часть наших спектаклей. Работаю с инструменталистами - лауреатами международных конкурсов. Это Юрий Эльперин, Лариса Белецкая, Илья Михайлов, ансамбли "АРС НОВА", "Русское трио".

Зеленая же лампа - это обычно лампа на рабочем столе. Ты размышляешь, что создал автор и как это преподнести зрителю. С чем ты выйдешь, как подашь Чехова или Толстого. Думать, переосмысливать приходится много.

- Кто определяет ваш репертуар?

- Опять же я. Это огромная свобода и преимущество перед репертуарными театрами, где артисты постоянно зависят от режиссера. Делаю то, что хочется делать, никто не диктует. Играю и классику, и современную драматургию. Свобода, ощущение комфорта придают дополнительные силы для работы. Вранье, что художник должен быть голодным и холодным. Хотя, может быть, я это говорю с высоты своих лет. И не согласен, что великий артист должен пить, курить и не спать ночами. Это не слишком удобно для работы.

- Ваши спектакли востребованы?

- Да. Хотя и не так, как в больших театрах. Но свой круг зрителей есть. Поскольку он все же ограничен, надо чаще обновлять репертуар. Обычно делаю три-четыре премьеры в сезон. В настоящее время у нас девять действующих спектаклей и готовятся четыре новых. Из спектаклей прошлого сезона отметил бы пьесу Э. Шмидта "Оскар и розовая дама". В этом сезоне зрители увидят "На рубеже веков" по произведениям поэтов Серебряного века, "Я снова здесь" о жизни и творчестве Сергея Есенина. Готовится ещё спектакль "Чарочка медовая", о том, как на Руси праздники справляли: это у меня постановка в народном стиле, с частушками, плясками, балаганными байками, и даже новый артист у меня в театре появится - Петрушка, тот самый, с которым скоморохи на площадях выступали. А 26 октября состоится премьера спектакля "Балаганчик" по произведениям Александра Блока.

- Как вообще пришли к такому жанру?

- Все время находился в творческом поиске. Искал что-то новое. Официально монотеатр существует два года. Но путь к нему был долгим. Попытки делать что-то сольно были всегда.

Теперь наши спектакли идут в филармонии ежемесячно. Иногда выступаем еще в доме-музее купца Тетюшинова, там небольшое помещение, но удобное для сценического пространства.

- В чем вы видите свою задачу как режиссер и актер?

- Нахожусь в таком периоде, когда гром аплодисментов уже не важен. Мне интереснее сам процесс, что творю и что делаю со зрителем. Беру его с первой минуты и веду до конца. Мой зритель не смеется и не развлекается, а думает, сопереживает, анализирует. Мишуру, шумный успех считаю делом возрастным. Важнее - "зацепил" ли я зрителей или не "зацепил"? Будут задавать они себе вопросы после спектакля или не будут? Судя по реакции зала, думаю, что да...

Моя задача - показать, что есть другое искусство, рождающее желание духовно развиваться, хотя люблю комедии, в которых доводилось часто играть. Мое амплуа в драматическом театре - комик-простак. Но есть в театре и другие вещи, которые необходимо давать зрителю для духовного иммунитета как витаминку.

Мой жизненный опыт, произошедшая переоценка ценностей дают возможность о многом говорить со зрителями.

- В каких ещё творческих проектах филармонии вы участвуете?

- Во всех. Эстрадные концерты представляю как конферансье. А в программах абонемента "Стань музыкою слово" читаю стихи. А помимо филармонической деятельности я - постоянный член жюри Всероссийского театрального фестиваля для детей и юношества "Маска". Несколько лет назад ездил по региону и давал мастер-классы в народных театрах.

- Расскажите о вашей семье.

- Жена Елена Медведева, музыковед. Мы много лет работали вместе. У нас три дочери. Арине уже шестнадцать, поступила в музыкальный колледж на фортепианное отделение. Не лишена одаренности, но что получится - покажет время.

Полине одиннадцать. Она занимается музыкой и... ушу. Необычный стиль мышления, яркая личность. Лидер. Очень любит театр. Артистка до мозга костей. Младшей Дарье в ноябре будет шесть лет. Пока это маленький ласковый котеночек, имеющий на жизнь свои взгляды. Очень музыкальна.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых