aif.ru counter
17

Балерина должна быть еще и певицей. И наоборот

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 23/05/2012

Астраханский ансамбль песни и танца стал своеобразным культурным символом нашего региона и конкурирует с самыми известными творческими коллективами России. Впечатляет, что сегодня в репертуаре ансамбля около десяти концертных программ с сотнями песен и танцев, а на гастролях коллектив побывал в более чем 40 городах России, плюс пять зарубежных поездок.

Жесткий кастинг

Астраханский государственный ансамбль песни и танца был основан в 2008 году. За четыре года состав (а это около 70 человек) и структура (три творческие группы - хор, балет и оркестр) не изменились. При создании ансамбля задача была поставлена однозначно: развиваться хорошо и быстро. Поэтому первое выступление его состоялось уже через несколько месяцев после кастинга (высокие профессиональные требования которого в музыкальных кругах Астрахани вспоминают до сих пор). Как рассказал "АиФ-Астрахань" художественный руководитель ансамбля Александр Лавриненко, с вокалистами было проще: своих выпускников предоставили консерватория, колледжи - музыкальный и культуры. Солистами стали уже такие известные в Астрахани молодые исполнительницы, как Александра Куранова, Елена Марченко, Мария Лахнова, Мария Вдовина, Виктория Сергунина. Впоследствии к ним присоединились Сергей Евдокимов, Бек Кунтубаев. А вот в балетную группу поначалу вошли три пары учащихся третьего курса училища культуры. Со временем, правда, все наладилось. На объявления стали откликаться иногородние и даже иностранные артисты. Более 90% участников уже имеют или только получают высшее образование.

Ансамбль начал свое существование как танцующий хор, поэтому каждый поющий должен был еще и танцевать. Целый год пел в коллективе китаец, но потом не выдержал русского темпа и предъявляемых требований: "Я - солист. Петь и танцевать мне сложно". Для хора занятия по хореографии проводятся 2-3 раза в неделю (их просмотр всегда напрягает вновь прибывших вокалистов, желающих остаться в Астрахани). Зато теперь исполнение хором балетных номеров обычно вызывает аплодисменты. Впрочем, говорят, что и балет втянулся и с удовольствием исполняет вокальные композиции.

Сегодня основой коллектива являются астраханцы, элистинцы, саратовцы, воронежцы, самарцы, хабаровчане. География зрительских просмотров намного разнообразнее. Ансамбль выступал на сценах Москвы, Кельна, Салоников, Ровно, Баку, Ашхабада, Казани, Тамбова, Ставрополя, Элисты, Сумгаита, Волгограда. Кисловодска, Ростова-на-Дону, Краснодара и еще более чем 30 городов. Программа включает в себя оригинальные песенные, танцевальные и инструментальные композиции, отображающие национальную культуру посещаемого региона.

О райдере скромном замолвите слово...

Несмотря на столь разнообразные программы, технический райдер (перечень требований на гастролях) весьма скромен. Например, есть такой пункт "желательно - душевые кабинки, электрический чайник". Объясняется просто: в селах Астраханской области, куда артистам приходится выезжать ежемесячно, порой нет таких элементарных вещей. Нести культуру в сельскую глубинку - неотъемлемая часть деятельности коллектива. Артисты относятся к этому с пониманием и готовы выступать зимой даже в насквозь промерзших залах.

Всегда хорошо принимают в Знаменске, Харабалях (туда, даже несмотря на утомительную семичасовую дорогу, артисты ездят часто), в Лимане и Началово.

Артисты, кстати, часто выступают не на сцене, а на улице перед сельской публикой. И даже линолеум для покрытия в райдер не включают, при необходимости привозят свой - для сохранности танцевальной обуви.

Песня как мини-спектакль

Репертуар ансамбля расширяется достаточно быстро. В нем уже около десяти программ - а это сотни песен и танцев. Первыми были зимняя, военная и рыбацкая программы. Сейчас идет работа над специальной программой, посвященной 200-летию битвы под Бородино. При этом существующими партитурами пользоваться приходится очень редко, каждый раз готовится что-то новое - под определенный праздник. Весь репертуар подбирается самостоятельно. На полтора часа выступления надо выучить двадцать пять новых песен. А поскольку народная песня обычно не поется, а играется, то действо - это отдельный целостный номер, практически мини-спектакль.

Квартирный вопрос

Руководителю любого творческого коллектива рано или поздно приходится становиться квартирмейстером. Ротация творческих кадров происходит постоянно. И это хорошо. И для коллектива, и для зрителей. Но приглашение новых творческих сил возможно лишь при условии наличия жилплощади. Пять молодых семей, уже несколько лет проработавших в ансамбле, стали участниками программы "Молодая семья" и в ближайшее время должны въехать в новые квартиры. Да и своего рабочего места - зала - у коллектива нет. Пока идут организационные работы в новом театре оперы и балета, ансамбль "приютила" филармония. А в новом театре, на восьмом этаже, уже закреплены помещения за каждым подразделением ансамбля, разместится костюмерная, способная вместить все комплекты костюмов (которые сейчас висят повсюду - в коридорах, кабинетах руководителя, отдела кадров, бухгалтерии). "Как пустят - так и перейдем", - говорит Александр Лавриненко, вынужденный ежедневно согласовывать с филармонией репетиционный график.

Кстати

Астраханский губернаторский ансамбль песни и танца принимал участие в 30-м юбилейном международном фольклорном фестивале Европейского вещательного союза (ЕВС) в Кельне. ЕВС - это крупнейшее в мире объединение общественных и государственных телерадиовещателей, ему более полувека. В него входят 75 телерадиокомпаний из 56 стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, в том числе Би-би-си, Radio France, ВГТРК, Первый канал. Программа ансамбля на фестивале состояла из казачьих песен, которые потом звучали на многих европейских радиостанциях.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых