aif.ru counter
14

Вундеркинды с пеленок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 07/03/2012

В нашем регионе разработана технология по выявлению талантливых ребят. Специальное тестирование уже прошли ученики школ. В результате эксперимента из 500 человек лишь 5 показали хороший результат. В будущем именно из таких школьников планируется формировать так называемый пул потенциально одаренных детей и вести с ними соответствующее обучение.

Уникумы среди нас

Уникальная разработка - труд помощника проректора по научной работе Астраханского инженерно-строительного института Владимира Войкова. По его словам, сегодня остро ощущается потребность в людях, способных быстро переучиваться, осваивать новые технические и научные направления. Такие люди - ценный ресурс для страны.

- Прорывы в науке и технике делаются командами одаренных людей, способными создавать и продвигать новые сложные проекты, - говорит Владимир Войков. - Одаренные люди рождаются регулярно, главное - вовремя выявить их и успеть развить их способности. Для каждой отрасли знаний существует свой "возраст включения". В математике и физике, которые углубленно изучают дети в Центре детского научно-технического творчества АИСИ, он равен 10-12 годам. В это время у человека формируются интерес к науке и навыки логического мышления.

Владимир Войков разделяет талантливых детей на несколько групп. Первая - это интеллектуалы, те, кто быстро учится, имеет хорошую память, логическое мышление. Вторая - это люди творческие, зачастую не блещущие быстрой реакцией и памятью, но способные видеть неожиданные связи между разными явлениями и объектами, обладающие сильной интуицией. И, наконец, третья группа - трудоголики, которые работают с удовольствием, любят посвящать своему труду все время. Если вспомнить знаменитых ученых, то практически каждого из них характеризовало сочетание этих трех качеств.

Четырехканальное выявление

Сегодня по заданию министерства образования Астраханской области АИСИ развивает систему работы с одаренными детьми, в фокусе которой - дети, входящие хотя бы в одну из этих трёх групп. Устроена эта система так, чтобы прошедший через систему ребенок включался уже во все три группы, был готов к работе над реальными научными проектами. Выявление таких детей планируется осуществлять по четырем "каналам": тесты, олимпиады, рекомендации педагогов, рассмотрение заявок самих детей или родителей.

Первый канал - тесты - сконцентрирован на выявлении интеллектуально одаренных детей, имеющих специфические способности (например, в математике). Остальные три канала должны обеспечить приток детей с творческими способностями или детей, чрезвычайно увлеченных любимым предметом, но по какой-то причине не проявивших себя на тесте или олимпиаде.

Один гений на сто человек

Первыми в начале зимы экспериментальное тестирование Войкова прошли учащиеся 5-7 классов лицея N1, школ села Никольское и села Енотаевка. В результате научного опыта один ребенок из ста показал экстраординарно высокий результат. Затем аналогичные тестирования прошли почти во всех астраханских школах. По составу заданий тест в принципе не мог являться проверкой полученных в школе знаний. Организаторы старались избежать соревновательного момента с оценками или выявлением победителей. Эксперимент проводился как игра. Пока результаты обрабатываются. В планах на осень - тестирование по физике. Затем на очереди - химия, экономика, астрономия. В результате этой работы в регионе должна появиться база данных потенциально одаренных детей.

Центры для вундеркиндов

Старшее поколение помнит, что в СССР действовали специальные интернаты для талантливых физиков и математиков, например Колмогоровский при МГУ. В них проводился жесткий отбор старшеклассников, фактически в стены допускались готовые одаренные люди, сочетающие в себе интеллект, творчество, тягу к исследованиям. Одаренные дети нуждаются в отдельных регулярных "тренировках", нацеленных на развитие способностей, общения в команде и навыков лидерства. Эту работу с детьми планируется проводить два раза в неделю в специальных образовательных центрах, которые создаются сейчас на базе АИСИ и астраханского планетария в рамках программы модернизации среднего образования. Прошедшее учебное полугодие уже показало первые результаты. И хотя не все, кто посещал занятия, были лучшими в своих школах, за один сезон ребята добились побед на олимпиадах. Один из учеников стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике и сейчас готовится к окружному этапу.

Система будет развиваться: предстоит учредить еще одну группу, которая расширит категорию талантливых детей. Чтобы система была способна к дальнейшему развитию, по максимуму необходимо исключить бюрократические проволочки и привлечь к работе ученых, которые помогут проложить талантливым детям дорогу в будущее, и представителей бизнеса, которые готовы вложить средства в изобретения юных вундеркиндов.

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых