aif.ru counter
17

Тайные комнаты Догадинки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 29/02/2012

Каждый музей хранит свои секреты. Вот и в картинной галерее есть тяжелая железная дверь, за которой находятся непростые комнаты. Туда закрыт доступ не только обычным посетителям, но и сотрудникам галереи. Они посещают эти помещения только с разрешения главного хранителя фондов. И даже пятиминутное пребывание в тайной комнате фиксируется в специальном журнале. Здесь хранятся знаменитые шедевры российского и мирового искусства...

Рисковали свободой ради искусства

Астраханская картинная галерея - один из старейших художественных музеев Нижнего Поволжья. В ее основу легла коллекция картин, которую инженер Павел Догадин подарил родному городу в 1918 году. За более чем девяносто лет существования галерея значительно приросла экспонатами. Это лишь в основной экспозиции выставлено всего 660. На самом же деле фонд картинной галереи огромен. В настоящее время он насчитывает около 19 тысяч. Сотрудники галереи в середине прошлого века совершили отчаянное нарушение должностных инструкций, за которое можно было поплатиться не только работой, но и свободой. Когда приходили директивы списать работы "формалистического толка", музейщики всячески старались этого избежать. То произведения переводились из одного фонда в другой, то оформление документов затягивалось... Работы снимались с подрамников и прятались в тайную комнату. Достали некоторые из них уже в период хрущевской оттепели.

Теперь, как рассказала корреспонденту "АиФ" директор картинной галереи Ирина Перова, сегодняшние музейщики гордятся таким поступком предшественников. А работы Кандинского, Малевича, Шагала, Лентулова, Розановой известны далеко за пределами Астраханской области - они принимали и принимают участие в международных выставках. Только за последние пять лет картины экспонировались в Бельгии, Швейцарии, Китае, Великобритании, Франции, Испании, Кореи, США и других странах. Скоро "Метельщику" Шагала вновь предстоит временно покинуть родные стены.

Наших авангардистов ждут в Испании

Астраханская коллекция художников-авангардистов - одна из самых известных в России. Сложилась она в первые годы советской власти. В Астрахани была картинная галерея, куда чиновники стали направлять работы уже с 1918 года. Сегодня эти произведения представлены в основной экспозиции галереи. В картинной галерее используют разные возможности для проведения реставрации картин. Так, недавно картина Екатерины Зерновой "Фабрика томат-пюре" отправилась на выставку в Испанию. Поклонники музея, возможно, помнят эту работу, ранее находившуюся в экспозиции. Но в настоящее время она явно требует реставрационных работ. Во время переговоров с организаторами выставки в Испании удалось договориться о том, что картина будет отреставрирована в Москве при финансировании принимающей стороны. В 2011 году в рамках целевой федеральной программы были отреставрированы 45 графических произведений Кустодиева. Всего за последние пять лет отреставрированы более 150 музейных предметов.

За таинственной железной дверью

Удивительные и редкие экспонаты, нуждающиеся в реставрации, хранятся в закромах подальше от солнечного света и любопытных глаз посетителей. Сюда закрыт доступ не только обычным посетителям, но и сотрудникам галереи. Они посещают эти помещения только с разрешения главного хранителя фондов. По словам Ирины Перовой, отдел хранения - это сердце галереи. Специальную металлическую дверь, отделяющую коридор галереи от хранилища, заказывали в Нижнем Новгороде. Переступив ее порог, не сразу попадаешь в святая святых музея. Впереди - еще одна комната, где в специальном журнале отмечается каждое, даже пятиминутное посещение. А уже потом начинается анфилада комнат хранения. За последнее время в картинной галерее появилось новое оборудование - специальные столы, шкафы, сейфы для более бережного сбережения культурного наследия. Осовремениваются даже стеллажи, подход к которым стал проще, а обзор единиц хранения лучше. Но это для скульптурных работ. Картины же хранятся на стеллажах, которые закрыты дополнительными дверями. Правильное название - откатные металлические кассетницы. Что-то вроде купейного вагона, где в каждом купе на полках - свои "обитатели". Окон в помещениях нет. Специальные датчики фиксируют их температуру и влагу. В планах - заменить их на более прогрессивные, которые не только контролируют, но и регулируют условия хранения.

За состоянием картин следит специальный совет галереи. В прошлом году все этажи картинной галереи оснастили камерами видеонаблюдения. Каких-то потайных мест (типа кладовки, где отсиживались злоумышленники из известного фильма "Как украсть миллион") в здании нет. Но все же бдительность работники не теряют, уж слишком дорогие сокровища хранятся здесь.

Все - напоказ

Впрочем, констатировать, что экспонаты из фондов так десятилетиями света белого и не видят, нельзя. Поскольку многие из них довольно часто снимают с полок и отправляют на выставки. Директор картинной галереи подчеркнула, что в соответствии с экспозиционным планом используются все возможности включения фондовых работ в выставочные проекты. Только в прошлом году таких выставок состоялось около двадцати. Так, проходящую в настоящее время выставку иллюстраций к Библии Шагала дополнили витрины с книжными памятниками 18-19 веков. Работает в настоящее время в картинной галерее целая выставка произведений Горюшкина-Сорокопудова, все картины которой - из фондов. В течение года демонстрируются гравюры из коллекции Ильи Репина в отделе западноевропейского искусства, представляя различные школы гравировального мастерства. Недавно заглянул в картинную галерею Владимир Познер, сказал, что буквально на минутку. А ушел через полтора часа, подивившись богатством астраханской Догадинки.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых