aif.ru counter
37

Константин Гузенко - человек-оркестр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 25/01/2012

Константин Гузенко - известная в Астраханской области личность. Для журналистов он - старый добрый коллега. Для студентов консерватории - уважаемый и грамотный преподаватель. Вечером он может вести свадьбу или корпоратив. А еще он поет казачьи песни в созданном им же ансамбле "Бударочка", ставит пьесы для Домашнего театра "Балаган-чик", делает сюжеты на радио "Голос России", увлекается фотографией. Что для него работа, а что хобби? Об этом Константин Гузенко рассказал "АиФ-Аст.рахань".

- Константин, откуда такая любовь к искусству - и музыка, и театр?

- Любовь эту заложил отец Владимир Ильич. Он был замечательным человеком, увлеченным, интересным и большим шутником. Когда представлялся, после имени и фамилии делал паузу, а потом говорил - Ленин. Дело в том, что маму звали Лена, поэтому он и говорил: "Я муж чей? Ленин!". Он был прекрасным педагогом, всю жизнь проработал в школе-интернате N 1, а дома нам с сестрой устраивал кукольные представления. Он хорошо играл на мандолине - это было модным в 50-е годы. Отец нам на ночь часто что-то рассказывал или читал. Благодаря ему я практически наизусть знал, например, целые фрагменты из "Евгения Онегина".

- Получается, что ваше детство было, скажем так, интеллигентным?

- Мне тогда казалось, что так происходит во всех семьях. Мы жили небогато, мое детство прошло в центре города на площади Ленина. Причем, когда об этом говорю, многие думают, что я отношусь к числу каких-то важных персон. На самом деле нет. В этих домах, потом считавшихся элитными, тогда были коммунальные квартиры. У нас - маленькая комнатка, в которой стояло пианино, и я "доставал" соседей, играя на нем часами. Благодаря отцу я увлекся плаванием и неожиданно для себя стал делать успехи, даже дошел до звания "Кандидат в мастера спорта СССР". Мне это в армии потом пригодилось, но музыка пересилила. И, когда меня спрашивают: с чего начался мой творческий путь, я в шутку говорю - с участия в хоре мальчиков, солистом которого в семь лет в коротеньких штанишках я вышел на сцену. Это было одним из самых ярких детских впечатлений.

- Вы много лет совмещаете работу в консерватории и на радио. Что было раньше?

- После школы я окончил с отличием музучилище и поступил на кафедру теории и истории музыки Астраханской консерватории, а на пятом курсе начал преподавать. Сначала замещал заболевшего педагога, а потом официально взяли в штат. Я не уходил никогда из консерватории и горжусь этим. Я и в журналистику пришел как музыкант: в консерватории вел курс "Народное творчество", колесил по области, расспрашивал народных исполнителей о жизни, песнях. И когда мне предложили попробовать себя в СМИ, я подумал: а почему нет? Был такой замечательный человек - директор облрадио Владимир Ульянкин. Мы с ним встретились, он посмотрел мои работы, и начались первые радиорепортажи. Так я более 25 лет проработал на астраханском радио и одновременно, почти 18 лет, на радио "Голос России", вещающем на зарубежные страны.

- Начинать, наверное, было легко, потому что голос был "поставлен"?

- В том-то и дело, что мой голос никогда не был слишком ярким, хотя я и пел в хоре. А голос появился, когда в конце 80-х меня от департамента культуры начали приглашать Дедом Морозом на городские детские праздники. А что такое те годы? Это отсутствие всякого рода звукоусиливающей аппаратуры, а дети - те же, что и сейчас - шумные, веселые. Мне надо было их всех перекричать, и голос появился именно так. А потом понял, что это и есть система образования в народной традиции.

- И часто вы надеваете шубу Деда Мороза?

- Я однажды пошутил, что мне по жизни ходить с красным носом. Не было такого года, чтобы 1 января я не работал Дедом Морозом. К тому же у меня день рождения в первый день января (в этом году исполнилось 55). Помню, когда еще был студентом, меня со Снегурочкой часто направляли поздравлять малышей. Личный рекорд - 36 адресов за день! Помнится, за несколько дней вполне официально заработал около 600 рублей - огромная сумма в 80-е годы. Мне бы съездить куда-нибудь, а я положил их на "черный день" на сберкнижку. Так они там и лежат до сих пор.

- Что подтолкнуло к созданию фольклорного ансамбля?

- Я как-то сказал студентам: "Ребята, ну что я вам все рассказываю...". Мы убрали столы, сели, как в старину, кругом и стали что-то напевать. Ведь одно дело мне, педагогу, нужно говорить о народном творчестве, а другое - еще показывать, петь. И мы запели. Постепенно группа становилась больше, потом мы с рыбацкими, казачьими, лирическими, шуточными песнями часто выступали на конкурсах и фестивалях. Время было веселое. Могли, например, и на улице, и в городском троллейбусе запеть. В одной из фольклорных экспедиций услышали от старого казака слово "бударочка" - рыбацкая лодка. И как-то естественно привязалось слово и стало названием ансамбля. "Бударочка" тогда получила статус народного. У нее чуть позже появился коллектив-спутник - Домашний театр "Балаган-чик".

- Правда, что первые театральные пьесы вы ставили еще для ваших маленьких дочерей?

- И для домашних, и для друзей спектакли устраивали. Потом подумал, а почему бы не попробовать с другими детьми то, что я делаю дома? И многие годы вел кружок в гимназии N 1, а потом и в музыкальном училище. Кукол и костюмы мастерили сами. Постепенно акцент всей нашей творческой деятельности переместили на этот театр. На фестивале "Маска-2009" мы показали все, что хотели! Это был синтез: театр кукол, фольклорный ансамбль, детская опера "Огниво" с участием симфонического оркестра музучилища. Вместе со званием лауреата коллектив был удостоен специального приза за "Лучшее музыкальное оформление спектакля".

- Вы увлекаетесь фотографией, частый тамада на свадьбах, ведете губернаторские приемы - всего и не перечислишь. Что работа, а что - хобби?

- Не знаю, трудно ответить. Я думаю, все, что нравится - и есть работа.

- А еще музыку пишете...

- Я пишу очень скромно для себя и для своего театра. Даже были курьезные случаи, когда только из-за музыки мы получили последнее место на фестивале "Золотой ключик": музыка была странная, неприятная, колючая и члены жюри ее не поняли. А потом я стал делать музыкальные темы, которые проходили на ура. Вообще у меня есть идея когда-нибудь замахнуться на более крупное полотно, например на детскую оперу. На последней выставке Шамиля Такташева (с большим уважением отношусь к этому художнику - очень необычному и талантливому) я увидел то, что подвигло меня написать композицию. Я ее пока не закончил и не знаю, закончу ли, но этот звук, который появился, до сих пор звучит в моей душе...

- Какой вы дома?

- Счастливый. Мне настолько повезло и с семьей, и с работой, и с людьми, что я иногда думаю - так не бывает. С супругой у нас до сих пор трепетные отношения, и замуж у меня девчонки вышли за хороших людей, и семьи у них прекрасные. А главное - рядом огромное количество хороших и добропорядочных людей. Порой бывает минутка на философию, и думаешь: как же это здорово, как же хорошо!

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых