aif.ru counter
13

Режиссура - удел мужчин и сильных женщин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 20/07/2011

Главный режиссер музыкального театра Ольга Маликова проработала в Астрахани всего один сезон. Он стал, пожалуй, самым запоминающимся для любителей музыкальных спектаклей, поскольку интервал между премьерами составлял не больше двух месяцев.

Зрители увидели оперы "Мадам Баттерфляй", "Тоска", "Дон Паскуале", оперетту "Летучая мышь" и детский спектакль "Тайны черного астероида". Это явный рекорд для провинциального театра. Всего О. Маликова поставила более пятнадцати спектаклей, причем первый по рассказу А. Чехова "Поленька" еще будучи студенткой 1 курса.

- Все мы родом из детства. Если будущие учителя в детстве учат, врачи лечат, то чем занимаются будущие режиссеры? Ольга Алексеевна, во что вы играли в детстве?

- Конечно, ставила спектакли! Режиссерский дебют состоялся, когда мне было девять лет. Я тогда лежала в больнице и поставила сказку "Кошкин дом". Мы сами сшили кукол, натянули простыни как ширму и показали спектакль. Я была режиссером и также исполняла главную роль.

Главные роли, кстати, мне всегда доставались еще в детсадовских представлениях. Воспитатели иногда советовались со мной и при оформлении комнат, при выборе панно, коллажей. В нашей семье не было профессиональных артистов. Но отец всегда увлекался музыкой. Придумывал номера для семейных вечеров. Иногда мы разыгрывали их с ним вдвоем. Думаю, что он мог бы стать хорошим артистом. До сих пор прекрасно исполняет партию мистера Икс.

В школе я тоже сразу начала играть в спектаклях. А в пионерлагерях уже ставила и играла. Ещё тогда появилась дилемма, которую я долго не могла решить: быть актрисой или режиссером. Я была лидером по характеру, родители считали, что со мной бесполезно спорить. И дружила, кстати, с мальчишками, мне нравилась их компания.

В конце концов поняла, что не хочу быть зависимой, не хочу зависеть от дураков-режиссеров. И сделала выбор в сторону интересующей меня режиссуры. Мне нравятся спектакли, в которых участвует много артистов. Хотя ставлю и маленькие, камерные.

- В одном из интервью вы сказали, что спектакли обычно живут лет пять. Какие-то ваши постановки прошлых лет идут на сценах театров других городов?

- Больше всего - на сценах Санкт-Петербурга. В прошлом году поставила два спектакля - "Елочка" в Эрмитажном театре, "Так поступают все женщины" в Таврическом дворце. Еще раньше "Ночь перед Рождеством" в Мариинском театре, "Женитьбу" в театре Юсуповского дворца. Когда приезжаю в Петербург, вижу, что зрители ходят.

- Обычно накануне премьеры вы говорите, что в операх и опереттах все останется по-прежнему, но на суд зрителя представляете новые, необычные спектакли. Вы лукавите или успокаиваете зрителя?

- В Астрахани мы бережно относимся к традициям, щадим зрителей. Хотя в столице всегда ждут от режиссеров что-нибудь новенькое: а чем вы еще удивите?

Как режиссер Астраханского музыкального театра, считаю, что здешнюю публику надо для начала подготовить спокойно воспринимать что-нибудь кардинально новое. Поэтому в своих астраханских постановках исключаю откровенно эпатажные вещи. Но, тем не менее, надо двигаться вперед и давать своим режиссерским прочтением понять зрителю, что за пределами Астрахани режиссура уже ушла далеко вперед. Хотя могу смело сказать, что обычные астраханские зрители очень тепло и с огромным интересом принимали и принимают все мои работы. На пресс-конференции недавно задавали вопрос об участии театра в фестивалях. Так вот, надо очень хорошо понимать: фестивальный продукт и продукт репертуарный - это несколько разные вещи. Спектакль для фестиваля должен непременно содержать в себе нечто совершенно новое и желательно необычное, нетрадиционное, а готовы ли сегодняшние зрители Астрахани принять такой спектакль?

- Бывают режиссеры, которые готовы ради хорошего спектакля ломать и окружающих, и себя. Вам приходилось так делать?

- В принципе я не насильник. Сломленная подавленная личность мне, как режиссеру, не нужна. Другой вопрос, что иногда нужно дать актеру и роль на сопротивление, без этого невозможно расти.

- Говорят, что режиссура - это профессия избранных и удел одиночек. Это так?

- Я люблю одиночество, когда творю. Мне нужна тишина и полное сосредоточение. Поэтому сочиняю я обычно ночью, когда мои близкие уже спят.

В личной жизни никогда не была одинока. Режиссура - это мужская профессия или удел сильных женщин. Поэтому рядом со мной должен быть только сильный мужчина, такой, с которым мне будет интересно расти и развиваться как личности. Но все-таки профессия для меня - основное.

У меня есть сын Владимир, ему тринадцать лет. Это мой самый близкий друг. Пока живет в Петербурге с моими родителями. Он очень одаренный, талантливый человек. Учится в английской гимназии, ходит в музыкальную школу - класс саксофона. Стараюсь не давить на него с выбором профессии. В Астрахань пока не приезжал, но я готова перевезти его сюда.

- В Интернете вас называют стильной дамой. Что вы делаете, чтобы быть в форме? Диета, спорт?

- Особенности фигуры позволяют мне есть все, что хочу. Это от мамы, она худенькая, стройная. Я энергичный человек, поэтому "все лишнее уходит" в творчество. Хотя я обязательно каждый день делаю зарядку, люблю танцевать. В Воронеже в свободное время каталась на лошадях. В Астрахани - хожу в фитнес-клуб, бассейн. Так что при такой насыщенной работе стараюсь вести здоровый образ жизни.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых