aif.ru counter
93

У переправы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 03/08/2011

Не так давно в Астраханской области вновь подняли больной вопрос о кардинальной смене работы механизма паромных переправ и обслуживающих их предприятий. "Трудовой стаж" несамоходных паромов и так далеко за 20 лет, а в свете трагедии с "Булгарией" проблема паромного сообщения в Астраханской области вызывает еще большие опасения.

Буксиры-"старички" требуют апгрейда

Вернуться к проблеме с паромными переправами заставил трагический случай: в Икрянинском районе работник паромного экипажа покончил жизнь самоубийством из-за того, что предприятие, на котором он трудился, задолжало колоссальные средства по зарплате. От безысходности работники паромного экипажа грозили начать забастовку и прекратить сообщение с отдаленными селами Астраханской области.

Вмешательство контролирующих органов позволило предотвратить акцию протеста. Прокуратура Астраханской области взяла на контроль ситуацию с выплатой зарплаты работникам государственного предприятия региона "Астраханьавтодорремстрой". В целях снижения социальной напряженности, связанной с невыплатой заработной платы работникам филиала предприятия, прокурор Икрянинского района организовал и провел встречу с трудовым коллективом. На июнь перед сотрудниками предприятия была погашена задолженность по заработной плате 2 млн. 370 тыс. рублей.

Сегодня то ли зарплату по копеечкам стали выплачивать, то ли о проблеме стараются умалчивать, но ситуация с реконструкцией паромных переправ и вообще системой функционирования содержащих их предприятий не решена. А ведь после трагедии раздавались большие обещания. Средний срок службы паромных буксиров, которые работают на водных артериях области, 58 лет. "Трудовой стаж" несамоходных паромов тоже вызывает почтение: два десятка лет. Географические особенности региона таковы, что многие населенные пункты расположены в окружении рек. Транспортное сообщение между ними осуществляется при помощи паромных переправ. Между тем состояние последних с каждым годом усугубляется. Последний раз паромы в области обновлялись в 2000 году. Тогда на вахту заступили всего три несамоходных парома. Между тем все астраханские паромы нуждаются в ремонте. За эти годы удалось отремонтировать лишь 18 из 33. И дальнейшие перспективы удручающие. Что из этого следует, хорошо знают те, кто трудится на переправах: работа на износ, нервотрепка и невозможность обеспечить надежное функционирование переправ.

Беспомощные острова

Наиболее острая ситуация - в Икрянинском районе. Здесь в плачевном состоянии все шесть переправ. Особую тревогу вызывают три из них - Маячная, Трудфронт и Главный Банк. Эти переправы расположены на реке, по которой проходят судоходные пути. В период зимней навигации ледоколы, сопровождающие караваны судов, заваливают битым льдом майны, по которым ходят паромы. Таких караванов за навигацию может быть до 30. Чтобы расчистить путь для парома, необходимо нанимать ледокол. А это - дополнительные средства из областного бюджета. Пробоины в судне, которое эксплуатируется на Житненской переправе, заделаны деревянными чопами. И трудится оно с послевоенного 1946 года. На нем живого места нет. На чем держится? На энтузиазме и рабочей смекалке.

К чему это приводит? В селе Житное нет местного медпункта. Раньше люди обращались в Мумринскую больницу - через паром всего около 6 километров. А теперь "скорая помощь" вынуждена везти пациента в районный центр - в Икряное. А это уже 40 километров. В селе Седлистое нет своей хлебопекарни, хлеб доставлялся из Житного. Теперь сельчане столкнулись с перебоями по обеспечению хлебом. А в Староволжском доме-интернате работают не только местные жители, но и сельчане из Товарного, Седлистого, Мумры. Добираться на работу им приходится на лодке. Что уж говорить о селе Трудфронт, которое расположено на острове! Жизнедеятельность островитян полностью зависит от работы парома. Вот только несколько примеров из-за остановки всего одной переправы. А что будет, если встанут все паромы?

- Мы не раз обсуждали ситуацию с паромным обеспечением на заседаниях комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи, - говорит первый заместитель председателя Думы Астраханской области Яков Винокуров. - Приглашались представители регионального правительства, министерства строительства и дорожного хозяйства, ряда других структур. С их стороны звучали самые разные объяснения чрезвычайной обстановки в паромном хозяйстве, назывались суммы бюджетных вливаний, которые могут оздоровить ситуацию. Однако детального, финансово обоснованного плана преодоления застарелого кризиса представлено не было.

Паромы - это продолжение дороги. Они в собственности министерства строительства и дорожного хозяйства области. И именно эта структура обязана обеспечить их надежную работу. Однако в региональном бюджете на 2011 год запланированы средства лишь на содержание паромов. На ремонт же требуются 42 миллиона рублей. Таких денег на сегодня нет.

15 миллионов на ремонт буксиров

Кроме того, существует и проблема с паромными буксирами, которые также нуждаются в ремонте. Но они уже являются подвижным составом, а не продолжением дороги. И владеют ими подрядные организации. Одна из них - государственное предприятие "Астраханьавтодорремстрой". На одном из заседаний комитета и.о. гендиректора госпредприятия Сергей Богучаров прямо заявил: "Мы не можем содержать паромные переправы. Предприятие - банкрот. Решается вопрос о введении внешнего управления". Год назад на 1 миллион рублей был увеличен уставной капитал "Астраханьавтодорремстрой". Недавно на уровне региона приняли решение увеличить его еще на 15 миллионов рублей для проведения ремонтных работ буксирного флота государственных паромных переправ в Икрянинском районе. Казалось бы, проблема решается. Однако гарантии того, что выделенные бюджетные средства пойдут именно на ремонт, нет. Юридически управляющий вправе распорядиться этими деньгами и по-другому. Например, погасить задолженность по налогам, оплатить иные долги предприятия.

Муниципалитеты сами справиться с проблемой не в силах. Для них содержание паромных переправ убыточно. Желающие взять переправы в собственность, наладить их четкую работу среди предпринимателей есть. Но реализовать эти намерения мешают разного рода административные и правовые барьеры. А страдают в итоге люди. Сейчас в Астраханской области рассматривается вопрос о выделении бюджетных средств на проведение плановых ремонтных работ буксирного флота и несамоходных паромов. Сколько он будет в стадии рассмотрения, неизвестно. К тому же ремонт - это не выход из кризисной ситуации, а полумера. Для надежной работы этого недостаточно. Но необходимо не только обновлять буксиры и несамоходные паромы, но и кое-где заменить их на плавучие мосты, что тоже дорого. Однако решать этот вопрос необходимо. Ведь паромные переправы - важный элемент единой транспортной сети региона, от которой зависит качество жизни астраханцев, которых с большой землей разделяют водные артерии.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых