aif.ru counter
6

Бензиновая засуха

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 25/05/2011

Несколько дней назад к вице-губернатору региона Константину Маркелову обратились за помощью владельцы независимых автозаправок. По их словам, уже около месяца они не получают бензин от своих поставщиков - компаний "ЛУКОЙЛ" и "Газпром".

Действительно, если проехаться по астраханским заправкам, легко заметить, что на многих из них прекратились продажи бензина, тогда как "лукойловские" и "газпромовские" заправки продолжают исправно работать. Неужели крупные "бензиновые монополии" намеренно душат малых конкурентов?

Игроки бензинового рынка делятся на крупных и мелких. К категории "крупной рыбы" относятся автозаправки больших вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые сами производят топливо и сами же продают. А вот малые бензоколонки, закупающие топливо на продажу у тех же ВИНК, в последний месяц испытывают проблемы с поставками. И если городских потребителей их проблемы касаются постольку-поскольку (ведь в городе есть крупные сети, работающие под брендами "ЛУКОЙЛа" и "Газпрома"), то в селах, куда сети ВИНК часто не доходят, проблема топливного голодания весьма заметно бьет по бизнесу и населению. А там сейчас разгар весенних полевых работ.

По результатам жалоб "мелкобензиновой" общественности глава правительства К. Маркелов срочно собрал рабочее совещание представителей областного минпрома, антимонопольного управления, а также ВИНК. Вопрос в повестке дня оказался один: почему крупные компании не продают мелким топливо?

Как оказалось, "Газпром" поставил свои бензиновые мощности на ремонт и поэтому не может сейчас никого снабжать топливом. "Даже заправки, работающие под нашим брендом, столкнулись с недопоставками, - признались представители "Газпрома". - Что уж тут говорить об остальных покупателях".

А представители "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" рассказали свою версию происходящего. Так, по их словам, постоянным клиентам (с которыми заключены долгосрочные договоры) они в поставках не отказывали. Отказы касаются лишь новых клиентов, которые ринулись просить топливо у "ЛУКОЙЛа" с началом бензинового ажиотажа.

- Но мы не можем обеспечить всех обратившихся бензином по первому их требованию, - развел руками региональный управляющий ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" Михаил Крайников. - План поставок нужно согласовывать заранее - за полтора-два месяца. Если мы сейчас раздадим запасы всем обратившимся, то бензина не хватит ни нам, ни нашим постоянным клиентам. Проблема также и в том, что эти самые "новые" клиенты (многие из которых раньше отказывались с нами сотрудничать) могут и в этот раз "соскочить", как только ситуация на бензиновом рынке нормализуется. И оставить нас сидеть на нераспроданных запасах предзаказанного топлива. Такой сценарий нас совершенно не устраивает. Мы готовы сотрудничать с новыми клиентами только при заключении долгосрочного контракта - в этом случае поставки будут.

Думается, вряд ли эти ответы прозвучат утешительно для владельцев небольших бензоколонок. В конце концов, если они раньше отказывались заключать контракты с "ЛУКОЙЛом", значит у них были на это причины.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых