aif.ru counter
171

Петр Барбашов: "Запечатлеваю красоту Божьего мира"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 23/03/2011

В его снимках нет скорби и боли. Они светлые и добрые, "со знаком плюс", как говорит наместник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря Астраханско-Енотаевской епархии игумен Петр Барбашов.

- Отец Петр, когда вы начали заниматься фотографией?

- В детстве, лет в 13, когда родители подарили мне первый фотоаппарат - "Смена". Помню, как я учился обращаться с пленкой, чтобы ее не засветить, как проявлял фотографии, до позднего вечера печатал их при свете красной лампы. О моем увлечении узнали друзья, и как-то отец одноклассника, школьный военрук, подсказал, что в универмаге "выбросили" дефицитный "зеркальный Зенит". Мы пошли его покупать.

- Вам хотелось заниматься фотоделом профессионально?

- Фотоделу я нигде не учился. Снимал то, что нравится. После школы, как и многие мои одноклассники, решил получить высшее образование. Мы жили в Татарстане, куда из Астрахани еще в советские годы родителей (маму-врача и отца-судостроителя) направили работать по распределению после окончания института. Я поступил в Казанский университет на военную специальность. Но в вузе неожиданно произошла реорганизация и отделение закрыли. Тогда я решил переехать в Астрахань, где жили родственники, перевелся в АГТУ на "проектирование и монтаж судовых силовых установок", думал пойти по стопам отца. В Астрахани жил в общежитии, подрабатывал видеорежиссером на телевидении, выпускал новостные, тематические передачи, монтировал видеоролики. Принципы телевизионного монтажа и фотографии очень похожи.

- То есть вы сначала хотели стать военным, затем - инженером, а в итоге ушли в монастырь?

- Да, в 2000 году я решил уйти в монахи. Желание родилось раньше, оно зрело, вынашивалось и потом это случилось. Сначала я свое занятие фотографией оставил, а спустя некоторое время решил вновь к нему вернуться. Я подумал: мы прославляем Господа в песнопениях, в творениях, строим храмы, служим ему по мере своих сил, почему же нельзя прославлять Бога через фотографию? И я стал снимать красоту Божьего мира.

- Есть разница между фотографиями, которые вы делали до ухода в монастырь и после?

- Раньше в моих снимках не было темы Церкви. Сейчас я фотографирую монастырскую жизнь, прихожан, храмы, снимаю церковные праздники. Нередко мотивами творчества служат явления природы. К примеру, прошел дождь, тучи еще не ушли, а солнце уже выглянуло - храм стоит в необычном свете. Это длится буквально минуты, и если не поймаешь это время, то потом или солнце уйдет, или тучи разойдутся и фон будет другой.

- Люди, которые занимаются фотографией, тратят много средств на дорогую технику...

- Я снимаю "средним" фотоаппаратом, которому уже шесть лет, его подарил один благочестивый жертвователь. В келье стоит ноутбук, куда я сбрасываю свои снимки. Нет никакой дополнительной аппаратуры: "зумов", внешних "вспышек", компьютерную обработку фотографий я тоже не использую.

- Я знаю, что недавно прошла фотовыставка ваших работ.

- Ее организовала братия монастыря, монахи, которые знают о моем увлечении. Они нашли помещение, предложили название "Церковь - это мы", подготовили плакат-анонс. Этой работой занималась инициативная группа во главе с иеромонахом Антонием. Помощь в подготовке фотовыставки оказала администрация детской художественной школы N 1, предоставив выставочный зал для организации экспозиции. Выставка получила резонанс, чего я не ожидал. Даже губернатор приходил с супругой. Ведь раньше мои снимки видели только близкие люди, я их не показывал никому.

- А вам разве никогда не хотелось, чтобы кто-то оценил ваши работы?

- Это же против монашеского духа, это будет похвальба, желание выделиться. А монах ищет другого, он служит Господу.

- Вы часто снимаете другие храмы, нужно ли благословение на съемку?

- Храмы может снимать каждый, иногда требуется благословение, чтобы фотографировать внутри церкви. Это делается для того, чтобы съемка не превратилась в фарс. Например, неприлично фотографироваться на фоне икон. Хочешь оставить на память интерьер храма, ну и фотографируй храм, а не себя в нем как доказательство, что ты здесь был, это уже элемент гордыни.

- А в женском монастыре, который открылся недавно в Красном Яру, вы были?

- Был на постриге монахинь, когда им давали другие имена. Но я предпочитаю таинства не снимать. Женский монастырь только-только начал обустраиваться, и фотографировать там пока рано.

- Люди не возражают, когда вы их снимаете, например, во время молитвы?

- Я стараюсь делать это так, чтобы они не видели, как будто подсматривая. Иначе получится постановочный кадр, а это неинтересно, нежизненно. Но было два или три случая на выставке, когда люди узнавали себя на фотографии, подходили, смущались, расспрашивали...

- Вы планируете еще проводить фотовыставки?

- Пока нет, но есть мечта смонтировать документальный фильм. У меня уже имеется отснятый материал. Это будет фильм о восстановлении монастыря, о людях, которые вложили в эти деяния свою любовь, свои силы.

- Фильм будет таким же "светлым", как ваши фотографии?

- Скорби и так хватает. Мы на исповеди столько слышим разных человеческих историй, что хочется это изменить, показать людям: зря вы унываете, ведь жизнь так коротка, важно ценить ее и радоваться каждому дню.

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых