aif.ru counter
238

Обязательны ли коммерческие олимпиады?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 09/02/2011

Интеллектуальные игры - платные олимпиады для наших школ уже не редкость. Их отличают необычные названия и плата, которая взимается с детей (то есть с родителей) за участие.

Олимпиада - это не игра

Основной вопрос, на который мы хотели получить ответ, - кто зарабатывает на платных интеллектуальных играх? Как нам сообщила заместитель мэра города, председатель комитета по образованию и науке администрации города Астрахани Сурия Магеррамова, предметные олимпиады, составленные в министерстве образования области, проводятся только раз в год и бесплатно (это привычные для большинства бывших советских школьников олимпиады, на которые, как правило, попадали и попадают только отличники). А плата (от 40 до 600 рублей) берется за участие в так называемых коммерческих олимпиадах - интеллектуальных играх с названиями вроде "Кит", "Чип", "Бульдог","Кенгуру", "Русский медвежонок" и т.д. Как заверили "АиФ" в областном министерстве образования, учебное заведение ничего ни имеет с проведения коммерческих олимпиад (в финансовом плане).

Наталья Башмакова, официальный представитель в Астрахани игры-конкурса "Русский медвежонок", рассказала нам, что с каждым годом все больше городских школ участвует в этом проекте: "Хорошо и детям, и учителям. Первые развиваются и обучаются, вторые получают дополнительные очки к предстоящей аттестации. Школе при проведении игр-олимпиад отчисляется по три рубля с каждого сорокарублевого взноса. Это призовой фонд. Кроме того, мы поощряем подарками наиболее активных организаторов". По словам собеседницы, на сегодняшний день в "Русском медвежонке" участвуют около 25 тысяч маленьких астраханцев, среди которых воспитанники детских домов, интернатов и даже детских садов.

Рубль к рублю

Многие родители думают, что интеллектуальные игры инициируют школы. Это не так. Существует множество иногородних организаций, которые рассылают по школам коммерческие предложения поучаствовать в платных конкурсах (гордо именуемых олимпиадами). А руководство школы решает, проводить или не проводить подобные мероприятия. Собранные деньги уходят в компании, которые и являются организаторами и авторами данных интеллектуальных игр. Например, организаторы конкурса "Русский медвежонок" - Центр дополнительного образования для детей "Одаренный школьник", г. Киров (ЦДООШ), ООО "Слово" и ООО "Игра". Если посчитать количество городов, школ и детей, которые участвуют в таких играх-конкурсах, получается, что это организации с весьма солидным доходом. В Интернете нам удалось насчитать как минимум девять организаций, занимающихся подобным бизнесом.

По доброй коммерческой воле

В некоторых образовательных учреждениях в год умудряются проводить более десятка подобных коммерческих мероприятий, другие школы останавливаются на двух-трех конкурсах, а кто-то успешно работает и без этих викторин.

Директор средней школы N 30 Татьяна Штоколова, например, рассказала нам, что олимпиады-игры содержат интересные, творческие задания, которые развивают способности детей, интерес к учебе. "Порой ребенок хочет участвовать в нескольких играх, но это его семье не по карману, тогда приходится выбирать. Главное, что дети с удовольствием пробуют свои силы, демонстрируют знания", - добавила она. "Стать участником олимпиады может каждый, кто способен внести установленную плату. Как правило, мы обсуждаем возможность участия в таких олимпиадах наших учащихся с педсоставом, с детьми и с родителями. Кто способен заплатить - участвует. Никого насильно за парту не сажаем. Это добровольный выбор", - говорит директор средней школы N 12 Юрий Горохов. А вот руководство средней школы N 49 отказалось от проведения коммерческих игр-конкурсов (без комментариев прессе). При этом дети, которые там учатся, с успехом участвуют в госолимпиадах и не чувствуют себя обделенными. Владимир Панченко, директор средней школы N 48, сообщил нам, что в школе, которой он руководит, раз в год проводятся два-три коммерческих интеллектуальных конкурса. По его словам, от других многочисленных предложений школа отказывается, так как они явно направлены на выкачивание денег и выглядят не как желание чему-то обучить детей, а как вариант заработать.

Ведь деньги не главное

Это правда. Аргументы сторонников платных олимпиад звучат вполне здраво.

"Для детей участие в таком мероприятии - возможность показать себя, свои знания. И неважно, что он займет сотое или двухсотое место, главное, что он участвовал, работал в коллективе", - заверил нас координатор конкурса "Русский медвежонок" Эльдар Богдалов.

Разве не стоит радость ребенка сорока рублей? Но у психологов другое мнение. "Все зависит от характера конкретного ребенка. Один, получив сертификат участия, где написано, что он занял 158-е место, никак не отреагирует. Другой же ребенок решит, что у него слишком низкий уровень знаний, что он недостаточно хорош. Прежде чем разрешить своему ребенку принять участие в конкурсе, надо хорошо подумать. А уж если разрешите, то помогите ему в подготовке к конкурсу", - посоветовала нам Галина Великжанова, детский психолог, кандидат психологических наук.

Посчитаем. В школе учится в среднем тысяча учеников. Предположим, все ученики участвуют в платной игре-конкурсе, размер взноса в которой 40 рублей. С одной школы оргкомитет олимпиады собирает около сорока тысяч рублей. Если школа проводит в год пять коммерческих интеллектуальных игр, значит с нее (то есть с родителей) "снимается" около двухсот тысяч рублей в год.

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых