aif.ru counter
18.08.2010 00:00
68

Астраханский арбуз. Теряем бренд!?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 18/08/2010

Когда мне говорят о брендах - я вспоминаю только Кемэл - это понятно, я курильщик с бабушкиным стажем. Другое дело, когда говорят о брендах, касающихся региона.

В середине этого потрясшего нас лета разразилась нешуточная арбузная война, участниками которой стали соседи, прямо-таки скажем, исторические - Астраханская и Волгоградская области. Мы, астраханцы, отчасти вовлеченные в эту борьбу, недоумевали - неужели теряем последнее? Ну вот был же у нас визиточный набор: икра черная (на черном рынке сейчас продается порядка 50-80 тысяч рублей), помидор (миллион родине вынь да выложь), ну и, разумеется, арбуз, звенящий, крепко-сочный, степень зрелости которого мы определяли силой своего пальца, щелкающего по только нам известным местам. Ах, да еще и лотос, цветок жизни, который, кстати, уже растет себе в силу экологического сдвига там, куда занесет его ветреное семя. Икра астраханская, черная зернистая, для изысканных россиян и остальных собратьев по планете почти потеряла свою актуальность - оказалось, что в Белой Арабии она хоть и дороже, но вкуснее; помидор - он и в Африке помидор, как не назови (кстати, позволить в сезон купить на рынке "бычье сердце" или "волгоградец" может далеко не каждый астраханец - продаются поштучно и рассчитаны на приезжих). Но арбуз-то - наше все! Усилиями правительства Астраханской области мы замаркировали самую большую ягоду, нашлепали на нее лейбл, и эта ягода поехала по городам и весям с гордым названием "астраханский арбуз". Вот до сих пор арбуз носится по свету, не понимая, астраханский ли он? Именно раскрученные бренды чаще всего подделывают. Наклеить голограммы на каждый экземпляр вывозимой из региона ягоды невозможно. Маркируется только небольшая часть арбузной братии, остальное - на совести продавца. Понять, какой арбуз астраханский невозможно, поскольку на вопрос о его месте происхождения произносится неизменное: "Да-да, астраханский-астраханский". В то время, как он может быть и краснодарским, и волгоградским и уже, увы, сибирским. А обыватель в это время нахваливает два первых.

Ежегодные сводки надзирающих структур неутешительны: происходят отравления именно арбузные. Природа таких отравлений не ясна - травимся своими, родными, или привозными. Каждый местный житель знает, что наши арбузы перенасыщены селитрой, каждый же и знает, в какое время эту ягоду не стоит покупать. Но вот берем же. Берем и на рынке, и на дороге, где на развилках ведущих в область, ведущих и вверх, и вниз, стоят Камазы, нагруженные дынями и арбузами. Это перекупщики.

Так теряем мы "арбуз астраханский" или это ненужные ведомственные истерики? Недавно затеянный спор говорит о следующем: с нами за бренд Астраханской области в качестве голографированного лейбла решила побороться Волгоградская область. Опуская жаркие споры, в которых принимали участие и правительственные умы, приводим мнения, взятые с волгоградских сайтов, где дискутируют ведущие специалисты конкурирующего в арбузной теме с нами региона.

Генеральный директор ЗАО "Финансовый брокер "Август" Карэн ТУМАНЯНЦ:

- Выдумать бренд из ничего можно, но успех этого мероприятия будет под большим вопросом. Мне, например, знакомы понятия "быковский арбуз" или "камышинский арбуз" - от этих сочетаний слов веет длительными сложившимися традициями. А волгоградский арбуз - это что-то абстрактное и непонятное. Возможно, он подходит как нишевый, зонтичный бренд для продвижения арбузов, выращенных в Волгоградской области. Как бренд "Курорты Краснодарского края" - общее понятие, а не один конкретный курорт. Но на уровне репутации региона в целом арбузы - это довольно узко и диссонирует с реальным положением дел. В основном регион-то индустриальный. Когда речь идет о сельскохозяйственной культуре, потребителю важна ее история: как давно она возделывается на данной территории. И тут мы тоже проигрываем Астрахани, которая была и остается Астраханью уже несколько столетий, а Волгоград как таковой появился лишь в 60-х годах прошлого века.

Проректор Волгоградской сельскохозяйственной академии Владимир ЛОБОЙКО:

- Арбуз может быть брендом Быковского или Камышинского района, но не области в целом. Хотя в последние годы мы немного обогнали астраханцев по объемам производства, но в качестве мы им уступаем. Поэтому астраханские арбузы хорошо известны в Москве и других областях. А у нас есть более яркие и важные достопримечательности - Родина-мать, реки Волга и Дон, озеро Эльтон. Если говорить о выращиваемых культурах, надо вспомнить, как широко славятся наши сладкие помидоры. Чем не бренды?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых