aif.ru counter
18.08.2010 00:00
282

Ценность старой фотографии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 18/08/2010

Сегодня с помощью компьютера родственникам и друзьям можно показать сотни фотографий за один вечер. В прошлом веке единовременный показ ограничивался обычно несколькими альбомами.

А еще раньше, в позапрошлом веке, семье на все случаи могло хватить одного фотоальбома. Зато качество фотографий было отменным. Это, по словам астраханского коллекционера Сергея Чалова, и привлекает в сборе старинных фотографий. И, конечно, возможность рассматривать людей других эпох, когда все было иным - одежда, шляпки, прически и даже выражения лиц.

Коллекционированием Чалов увлекается с детства, впервые посещал знаменитое астраханское общество коллекционеров по воскресеньям еще вместе с отцом. Начинал с монет. Но в конце девяностых нумизматика сильно коммерциализировалась (финансовые шарахания бывшей страны Советов, а потом России, создавали новые раритеты, заметно расширили возможности коллекционеров, но и взвинтили цены). Тогда же в среде астраханских коллекционеров возрос интерес к краеведческому направлению. Котировалось все - предметы быта, канцтовары, этикетки, фотографии. Да и процесс собирательства не предполагает слишком узкую специализацию. На грани, на стыке часто появляются материалы, которыми хочется пополнить коллекцию, даже если она изначально и не предполагала таких вещей. В одном шкафчике могут храниться монеты, открытки и сопутствующие вещи - печати, карты и т.д. Вкладывание средств в них позволяет создавать как коллекции новых ориентаций, так и обменный фонд.

Первое десятилетие 21 века несколько разграничило тематику коллекций. Для Чалова, во всяком случае, главными стали фотографии.

Экземпляры его коллекции пока дифференцируются по размерам - фотографии кабинетные (приблизительно открыточного формата) и более маленькие, визитные. В будущем это собрание фотопортретов, похоже, ждет переклассификация - по фотографиям, в смысле фотоателье. Чаще всего встречаются фото, сделанные в фотостудиях Климашевской, Вишневского, Бочкарева, Румянцева, Козлова.

Пополняться коллекция может с помощью других коллекционеров, наследников старых семейных альбомов, торговцев антиквариатом. Так что скорость роста коллекции непредсказуема и зависит от случая. Стоимость фотографии колеблется в среднем от ста до тысячи рублей. Ценность фотографии определяет информативность изображения - кто на ней, во что одет, хорошо, если это какая-то форма со знаками отличия. Самые редкие и дорогие - это самые старые. Астрахань была богатым городом, в который достижения научно-технического прогресса обычно прибывали без задержек. Первые фотоателье появились в нашем городе в середине 19 века, так, Вишневский открыл свое дело в 1861 году. А самая старая фотография в коллекции Сергея датируется 1874 годом. Ценность отельным фотографиям придают и редкие паспарту. Обычно картонки для фотографий привозили в Астрахань из Варшавы, Вены, Москвы, Одессы.

С обратной стороны фотоизображений размещались фирменные знаки - предшественники логотипов, адреса мастеров (например, "Духосошествинская улица близ Красного моста"), перечень услуг - типа "увеличение негативов". Или "изготовление изображений видов и типов Астраханской губернии", что-то типа видовых открыток.

Фотоателье располагались обычно в центре города - на набережной Варвациевского канала, на набережной Кутума, напротив Губернского (Братского) сада, на улице Католической (Бабушкина). Они могли менять владельцев, совершенствовать оборудование, но адрес должен был по мере возможности сохраняться. Так удобно клиентам - это главный канон сервиса. Даже после революции 1917 года и национализации фотографий, некоторые из них еще десятилетиями не меняли мест, только названия. В коллекции Чалова есть фотографии 20-30 годов, сделанные в "Первой универсальной фотографии", "Модерне", "Рембрандте". Образцы советского фотодела уже не были так шикарно отделаны, как дореволюционные, да и по качеству уступают своим предшественникам. Возможно, не обновлялось оборудование. А может, ушли в небытие старые профессионалы, а новых специалистов не появилось. Что стало с фотографами прошлого - тема отдельных архивных изысканий. В анналах советских времен встречается фамилия Бочкарева, снимавшего митинг в честь годовщины октябрьской революции, сгоревшие здания напротив кремля. Но его дальнейшая судьба - тайна, которая ждет своего исследователя. Оценен ли был его профессионализм властями по заслугам, или, наоборот, привел его к гибели (мало ли секретов, которые стремились сохранить большевики, а их случайно обнаруживали активные фотографы) - пока неизвестно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых