aif.ru counter
47

Мы все реже провожаем пароходы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 11/08/2010

Первые пароходы на Волге появились без малого двести лет назад. Правда, в XIX веке их было немного. Максимум пассажироперевозок водным транспортом по главной российской реке пришелся на прошлый век. Сегодня прокатиться на волжском теплоходе опять становится все проблематичнее.

Исторические источники утверждают, что первый пароход на Волге, который стал тезкой великой русской реки, появился 190 лет назад и был построен по заказу астраханского купца Евреинова. За пять лет до этого первый русский пароход, название которого точно не установлено, прошел испытания на Неве. Владельца питерского механико-литейного завода Берда, пожалуй, можно назвать "отцом" российского пароходостроения, несколько лет все пароходы строились по системе Берда. Россия стала четвертой "пароходной" страной в мире (после США, Канады, Великобритании).

Первые паровые суда с паровыми котлами были довольно примитивны. "Волга" имела 25 м в длину и 6,5 м в ширину по течению 6 км проходила за 23 минуты, а против течения - за час ( модель этого парохода есть в нашем краеведческом музее и будет выставлена в экспозиции после завершения ремонта в музее). Путь от Нижнего Новгорода до Астрахани судно преодолевало почти за месяц. Первый волжский пароход был неуклюжим и не умел поворачивать. Народ, привыкший к бурлакам, дивился самоходному судну и даже побаивался его, называя "чертова расшива" и служа молебны, чтобы избавить от него реку.

Судно в течение последующих трех десятилетий меняло владельцев, которые вносили усовершенствования в его конструкцию. Сам же Евреинов попытался образовать первую судоходную компанию, но не преуспел в этом. Считается, что первой компанией, которая обеспечила судоходство от Твери до Астрахани, стало товарищество "Самолет", появившееся в 1853 году. Затем возникло пароходство "Кавказ и Меркурий", а уже в начале 20 века - пароходное общество "Русь". Кстати, ремонтные мастерские общества "Русь" были в Астрахани после 1917 года реорганизованы в завод Урицкого. Поездки на пароходах становились престижными. В зависимости от состояния кошелька россияне еще в XIX веке получили возможность выбирать уровень комфорта в зависимости от класса поездки. На борту судов отдыхали, совершали деловые сделки, вели переговоры. К 1914 году на Волге насчитывалось около 50 крупных судов.

Во второй половине ХХ века пароходы окончательно уступили место теплоходам. Тогда наступило время их максимального расцвета: на верфях разных стран строились десятки теплоходов, выхода которых с нетерпением ждали и пассажиры, и отдыхающие.

Сегодня по Волге ходят только туристические теплоходы. Проезд на теплоходе стоит достаточно дорого, и необходимость в пассажирских теплоходах в связи с отсутствием спроса сошла на нет.

Считающийся по нынешним меркам весьма продолжительным двухнедельный рейс до Костромы и обратно обойдется астраханцу в 30-40 тысяч. А стоимость тура в каюте люкс превысит сто тысяч. Длительные волжские круизы не пользуются большим спросом. Редкие туристы могут позволить себе классический маршрут Астрахань-Москва-Астрахань, олицетворяющий ныне роскошный отдых. В этом сезоне большинство турфирм, отправляющих теплоходы, организуют короткие и совсем коротенькие рейсы. Так, по выходным в Астрахань приходят туристические суда из Волгограда. Такое путешествие стоит 6-8 тысяч.

Год от году теплоходов на Волге становится все меньше. Не исключено, что если и дальше их количество будет сокращаться такими темпами, через десятилетие, в год двухсотлетия первого парохода, вояж по Волге будет так же экзотичен, как путешествие на каком-нибудь космическом корабле.

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых