aif.ru counter
22.07.2009 00:00
11

Как найти работу в условиях кризиса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 22/07/2009

Не секрет, что по городу и области сейчас зарплаты не так высоки, как в докризисные времена. Часть сотрудников работодатели перевели на неполный рабочий день, часть - отправили в отпуска за свой счет, а часть - и вовсе сократили. Уровень безработицы, несмотря на правительственные меры, пока растет, а это значит, что многие астраханцы пребывают в поиске работы.

МНОГИМ работодателям сейчас приходится несладко. За счет чего можно сократить затраты фирмы? За счет сокращения заработной платы и за счет сокращения штата. Многие работодатели стали действовать одновременно в обоих направлениях. Кризис все спишет.

Поработай -посмотрим

МОШЕННИЧЕСТВО в сфере трудоустройства существовало всегда, но в тяжелые времена оно усиливается, поскольку желающих найти работу гораздо выше количества фирм и компаний, нуждающихся в притоке кадров. Именно на этом и пытаются нажиться посредники, да и некоторые компании тоже. Вот основные уловки.

Бывает, что соискателю предлагают поработать какое-то время в организации: привести в порядок дела или найти клиентов, но трудовой договор будет заключен только после того, как он хорошо себя проявит. Это в большей степени касается бухгалтеров, секретарей, кадровиков и "продажников". Разумеется, после того, как работник найдет клиентов, разберется с запущенной бухгалтерией, кадровыми документами и т.д., на работу его могут и не взять. Тем более, если фирма промышляет таким "набором кадров" регулярно, то, скорее всего, на это место уже есть несколько волонтеров, которые готовы поработать.

Примерно так же действуют работодатели, оперирующие понятием испытательный срок. Соискателя принимают на работу, но на время "испытаний" ему платят только половину зарплаты, которую он должен получать, работая в этой должности. По истечении испытательного срока работника увольняют. Получается, что фирма приобрела сотрудника за полцены. Но есть и вполне честные организации, которые тоже принимают на работу с испытательным сроком. Чтобы не запутаться, попробуйте с первых же дней собрать о компании как можно больше сведений, расспросите о своем предшественнике или предшественниках. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы отличить добросовестного работодателя от мошенника.

Еще один распространенный вид "развода" желающих трудоустроиться - взимать плату за назначенное собеседование и т.д. Зачастую и рекрутинговые фирмы прибегают к такой схеме, но, если фирма известна на рынке, то она вряд ли будет обманывать - деньги будут уплачены за конкретную помощь. А вот если вы обращаетесь по объявлению неясной организации, а вас просят выслать некую сумму или положить ее на счет, то уже стоит задуматься. Подобные объявления изобилуют красивыми названиями должностей и высокими зарплатами. При этом вас даже не спросят об образовании и опыте работы - сразу предложат вакансию. Это должно насторожить.

Читаем объявления

КОНЕЧНО, можно пойти на биржу труда, и пытаться таким образом найти работу. Это, действительно, безопаснее, ведь работодатели, подающие заявки на работников, проверяются. Но, к сожалению, биржевые вакансии настолько непрестижны, а зарплаты настолько малы, что астраханцы ищут работу самостоятельно, покупая газеты с объявлениями и регулярно посещая сайты вакансий в Интернете.

Различают три вида объявлений о работе.

К первому виду относятся "открытые" объявления. В них имеется наименование организации, перечисляется ряд требований к кандидатам, например, пол, возраст, наличие опыта, определенные качества и т.д. Кроме этого может быть указан предполагаемый уровень заработной платы и график работы.

Следующий вид - "полуоткрытые" объявления. По-другому их называют еще "слепыми". Так как в них сообщаются не все данные, а только их часть, например, может не указываться название организации, характер работы, требования к соискателю. С такими объявлениями иметь дело намного сложнее.

Последний тип объявлений - "закрытые". В них нет никаких сведений об организации, но при этом обещаются очень высокие доходы.

Если компания не афиширует свое название в объявлении и не расписывает все подробности, это может быть связано просто с тем, что она не хочет тратить большие деньги за объявление, так как цена напрямую зависит от объема текста. Поэтому не стоит очень настороженно относиться к "слепым" объявлениям. Но при этом все-таки необходимо обратить внимание на некоторые моменты.

Что должно быть в объявлении

ЕСЛИ объявление о приеме на работу является достаточно полным, то из него можно узнать: наименование организации, форму ее собственности, насколько она крупная, какова отрасль ее деятельности, название вакансии, требования, которые предъявляются к соискателю, размер заработной платы. Кроме этого можно получить информацию о том, где она находится, ее контактные данные, а также имя сотрудника, с которым нужно будет связаться, и его должность. Также, объявление может содержать и некоторые другие сведения. Не факт, что все это будет написано, недостающие данные можно выяснить дополнительно.

Чтобы получить представление об организации, следует обратить внимание на такие моменты: где она размещает объявления о вакансиях, в одном или нескольких источниках, какой уровень этих средств массовой информации. По этим данным можно определить, и для какого уровня кандидатов предназначено это объявление.

Нужно отметить и внешний вид объявления: выделено ли оно рамкой, какой оно имеет размер, есть ли картинки. Иногда стоит задуматься, для чего организации понадобилось разместить объявление именно такой стоимости?

Количество контактных телефонов сможет сказать о предполагаемом размере компании. Об этом также может дать информацию и электронный адрес. Известно, что у крупных компаний есть свои доменные имена, поэтому после "собачки" у них стоит название организации. Как правило, их сотрудники имеют свои электронные адреса, и перед "собачкой" чаще всего указывается адрес отдела или имя контактного лица. Более мелкие же фирмы своих доменов не имеют, и в основном всю почту они получают на общий электронный адрес. Если фирма совсем маленькая, у нее вообще может не быть электронного адреса, а будут указаны в объявлении только факс или один, максимум два номера телефона.

По первым цифрам телефона организации не сложно определить приблизительный район, в котором она находится. Если же телефон указан мобильный, или вместо контактных данных записан только адрес, стоит задуматься, обращаться ли туда.

В объявлении должна быть указана конкретная должность, а не просто "помощник" или "ассистент" директора неизвестно чего. Еще один момент - наличие требований к кандидату, таких, например, как образование, опыт работы, профессиональные навыки, а не только пола и возраста. Причем лучше, если этих требований будет намного больше, чем обещаний.

В некоторых случаях "полуоткрытые" объявления дают кадровые агентства, если у них есть несколько вакансий такого рода, и они решили разместить "все в одном".

На все остальные объявления можно не обращать внимания.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых