aif.ru counter
14.10.2008 00:00
178

Они пришли в этот мир - значит, они нужны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 14/10/2008

Во многих странах мира существует опыт совместного обучения обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов). В Астраханской области еще мало кто знает о термине "инклюзивное образование", хотя такая практика у наших педагогов уже есть.

О ПЕРЕОДЕ от медицинской к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями нам рассказали педагоги АГУ, воплощающие теорию инклюзивного образования в жизнь, Людмила Николаевна Давыдова и Татьяна Николаевна Симонова.

Что это такое

ИНКЛЮЗИВНОЕ образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

Инклюзию можно определить как "принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению". Методология обучения в образовательных учреждениях должна учитывать то, что дети обладают разными способностями.

Ребята с ограниченными возможностями участвуют во всех школьных мероприятиях: будь то спортивные соревнования, конкурсы, экскурсии. Здоровые дети и дети "с особыми образовательными потребностями" вместе рисуют, делают коллажи, пишут сценарии к школьным спектаклям. Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку. В обычный класс могут включаться от 1 до 5 детей-инвалидов.

В общеобразовательных школах могут обучаться дети с нетяжелыми физическими и интеллектуальными отклонениями, родители которых поддерживают эту идею.

Включаться в образовательный процесс частично могут и дети с тяжелыми патологиями. Настолько, насколько это позволяет их состояние.

За и против

ПРОТИВНИКИ инклюзивного образования, когда оно только зарождалось, утверждали, что главной проблемой станет неприятие общества. Не стоит далеко ходить за примером. В Астрахани на протяжении нескольких лет интернат N7 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата сотрудничает с общеобразовательной школой N28, лицейN8 обучает наряду с обычными детьми детей с нарушениями слуха. И учителя позитивно относятся к данному сотрудничеству. Они отмечают, что обычные дети перестают быть эгоистами, начинают видеть проблемы других людей, помогать и сочувствовать. А дети-инвалиды тянутся за нормальными ребятами и развиваются быстрее. Они перестают быть инфантильными, становятся более самостоятельными. Но вот с чем столкнулись учителя, так это с отсутствием специальных знаний, оборудования, технологий, законодательной базы. Ведь школа должна адаптироваться к необычному ребенку, создать условия для его пребывания и обучения. Нужно специальное оборудование (специальные лестницы, слуховые аппараты и т.д.), дополнительные штатные единицы (дефектолог, сурдопедагог, логопед). Так что трудности больше технологического, чем морального плана.

Когда?

УЖЕ во многих странах инклюзивное образование узаконено на государственном уровне.

Так, во Франции в 2005 году вышел закон о включении детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу. Подобные законы изданы и в ряде других стран. Единичные примеры есть и у нас, но они носят стихийный характер и держатся исключительно на энтузиазме родителей, которые борются за права своих детей. Действительно, чтобы инклюзивное образование стало нормой жизни в России (и в Астрахани), может пройти не одно десятилетие. В странах Европы эту модель внедряют на протяжении трех десятков лет, и именно на опыт зарубежных коллег наши педагоги опираются при создании своей системы. На данный момент министерством образования Астраханской области разрабатывается проект региональной модели инклюзивного образования, рассчитанный до 2010 года. Астраханский госуниверситет в рамках дополнительного образования начинает подготовку специалистов, необходимых для внедрения инновации на практике.

Ревизия в сознании

НЕКОТОРЫЕ до сих пор шарахаются от группы людей, общающихся жестами. Мамы, имеющие детей-инвалидов, страдающих ДЦП, стесняются выходить с ними на детскую площадку. О детях, страдающих тяжелыми отклонениями интеллекта, и говорить не приходится - они практически изгои общества. Их удел - больница. А между тем все эти дети обладают неистощимым желанием жить и познавать. Легко изолировать их от "нормального" общества, закрыв в коррекционные школы, переложив ответственность на плечи узких специалистов. Но ведь они не растения, они - люди. И обладают такими же правами.

Как сказала доцент кафедры педагогики АГУ Татьяна Симонова, которая уже не один год занимается реабилитацией детей, больных ДЦП: "Эти дети обладают неистощимым желанием жить и познавать. Некоторые прекрасно рисуют. Кто-то поет или занимается музыкой. Они отличаются от других детей, но дело ведь не во внешних различиях. И главный плюс инклюзивного образования заключается в том, что такое общение учит детей видеть не только лицо, но и душу человека. Ведь цель школы не только учить, но и воспитывать. Если человек пришел в этот мир, он для чего-то нужен. И еще неизвестно, кто кому нужнее - мы им или они нам".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых