aif.ru counter
18

У фотографов птичка устала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 16/07/2008

Сейчас у всех и каждого есть свои фотоаппараты - снимай что и когда хочешь. Потому и фотостудий в Астрахани осталось совсем чуть-чуть. Современные фотографы и работают иначе, чем прежние, - очень быстро.

СЛОВО "фотостудия" ассоциируется у меня никак не с гламурными моделями и суетящимися вокруг них фотографами. Нет. В памяти воскресает детство, когда с папой и мамой в выходной день ты идешь гулять в город и после всяких качелей-каруселей, мороженых заходишь в странное помещение с тремя черными стенами и одной белой. Приветливый дядя прячется под черной накидкой у большого фотоаппарата на штативе и со словами: "Внимание, улыбочка! Сейчас вылетит птичка!", щелкает затвором... А потом, когда ты уже и думать забыла про этот поход, папа приносит снимки.

Мне представился случай понаблюдать за работой сегодняшнего мастера пленки (извините, теперь уже цифры, ведь снимают больше именно цифровыми аппаратами), а заодно и поговорить про его жизнь в профессии и любимое увлечение.

Фотография - хобби

ХОЗЯИН одной из городских фотостудий Ильнур Аубекиров увлекся фотографией почти тридцать лет назад. Свой первый фотоаппарат "Смена" он купил с первой стипендии, которую получил будучи первокурсником автодорожного колледжа. Так все и началось. Сейчас он не только работает в собственной фотостудии, но и является директором постоянной выставки "Старинные фотоаппараты - ХХ век".

"Советское время было золотым для фотографов. Клиентов много, никто особо не торопился, - вспоминает Ильнур Рашядович, - Сейчас все изменилось. Людям нужно быстро сфотографироваться и бежать дальше по делам. Чуть замешкаешься - потеряешь клиента".

Основной доход фотографы получают от снимков на различные документы, а художественное фото востребовано мало. Если в крупных мегаполисах вроде Москвы и Петербурга есть издательства, которые могут предложить неплохие деньги за хорошее фото, то в глубинке на это рассчитывать не приходится. А потому это стало своего рода хобби для местных фотохудожников. Да и по меркам большинства астраханцев, цена у таких снимков слишком высока. Не готовы люди выложить пятьсот целковых за фото. Хотя справедливости ради надо сказать, что подобные снимки и не должны стоить дешево. Ведь недаром фотографии иных мастеров продаются на аукционах, как картины.

Появление "мыльниц" на российских просторах вместе с прогрессом в любительской фотографии в части упрощения процесса проявки отрицательно повлияло на имидж фотостудий. В СССР занятия фотографией были весьма распространены среди населения, но это увлечение сопровождалось довольно большими временными и материальными затратами. Пойди - найди нужные реактивы, бумагу и прочее. Была даже поговорка: "Хочешь разорить друга, купи ему фотоаппарат". Теперь каждый человек может нащелкать что угодно и принести их на печать. А когда расхожими стали и цифровые аппараты, обывателю стало вообще легко: можно тут же и посмотреть, что ты наснимал и выбрать то, что выглядит наиболее удачным.

В общем можно сказать, что все эти перемены воспитанию хорошего вкуса в отношении фотографии, к сожалению, не способствуют.

Работа современного фотографа

ТАКИХ фотостудий, как у Ильнура Аубекирова, в Астрахани раз, два и обчелся. Невыгодно это. Легче снять пару-тройку квадратных метров, поставить стул, а за ним фоновый экран и снимать людей на документы. Фотостудии есть у мастеров, работающих на этом поприще уже давно.

Современные фотографы Астрахани в большинстве своем снимают на цифровую технику. Ее появление ускорило многие процессы в фотоделе. Однако есть консерваторы, которые и сейчас выбирают пленку. Что ж, они по-своему правы. Ведь во всем мире фотографии с пленки ценятся выше цифровых, а черно-белые снимки дороже цветных - это почти аксиома. Но как говорит Ильнур Рашядович: "Если бы я работал с пленкой, от меня сбежали бы все клиенты - слишком длительный химический процесс проявки и печати фотографий. В наше летящее время такое недопустимо".

Выставка может стать музеем

МАЛЕНЬКИМ увлечением в большом деле Ильнур Рашядович считает коллекционирование самых разных фотоаппаратов. Сейчас его собрание насчитывает порядка 300 единиц. Здесь есть и громоздкие пластинные аппараты начала ХХ века, и трофейные американские и немецкие фотики военных лет, забавные мыльницы в виде банки кока-колы и многое другое.

Надо отметить, что большая часть фотоаппаратов действующие - вставляй пластину, заправляй пленку и снимай.

В прошлом году, когда экспозиции исполнилось пять лет, Аубекиров выиграл грант на создание музея. Чтобы выставка получила этот статус, необходимы научные изыскания. Теперь осталось получить средства, заказать в местном краеведческом музее научную работу на тему "История фотографии в Астрахани", расширить помещение и провести ремонт.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых