aif.ru counter
17

Надувательство в кредит?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2008

На этой неделе состоится слушание первых двух дел против коммерческих банков, которые в этом году возбудила антимонопольная служба. Всего дел пока три и все связаны с тем, что в своей рекламе банки недоговаривают о разных дополнительных условиях, влияющих на стоимость кредита или проценты по вкладу.

В МАРТЕ управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по заданию Генпрокуратуры занималось проверками мест торговли бытовой техникой и другими товарами, отпускаемыми в кредит. Итогом стало возбуждение дел против банков "Русский стандарт" и "Русфинанс".

Как рассказали "АиФ" в управлении, антимонопольщики обратили внимание на рекламные буклеты этих банков, разложенные в крупных магазинах. Изучив буклеты, в ФАС пришли к мнению, что, похоже, банки нарушили п.2 ч.2 ст. 28 закона "О рекламе". Из этой статьи следует, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об условиях, влияющих на сумму доходов или расходов клиентов.

В первой половине марта были возбуждены два дела, но быстро рассмотреть их не удалось. Как рассказала заместитель руководителя управления Ирина Лаврентьева, банки предоставляли все новую информацию в свое оправдание.

Антимонопольщики обнаружили, например, что банк "Русский стандарт" в своем буклете не упомянул о комиссии за кассовое обслуживание (упомянул - о комиссии за расчетное обслуживание), а еще не указал, что кредит не выдается в наличной форме, а только - в виде расчета с магазином, в котором заемщик берет товар в кредит. Но самое главное даже не это. В своей рекламе "Русский стандарт" рассказал о возможности досрочно погасить кредит. Однако не упомянул о том, что досрочно погасить можно только если внести всю оставшуюся сумму. Если клиент внес лишь часть, то, по информации антимонопольщиков, банк зачтет только ту часть этой части, которая по договору должна быть зачтена в условленный день - соответственно, только в этот день. В остальное время проценты будут продолжать капать.

Самарский банк "Русфинанс", по данным УФАС, нарушил закон тем, что указал в рекламе только примерную величину ставки по кредиту - от 22,7% до 36,%. И не расшифровал, при каких условиях ставка будет именно 22,7, а не 36,6. Дело в отношении этого банка уже рассмотрено. Его обязали прекратить распространение ненадлежащей рекламы. Вопрос о штрафе пока решается.

Однако пока шло расследование, сотрудники ФАС наткнулись еще на одну подозрительную рекламу. По мнению антимонопольщиков, рекламный щит "Мособлбанка", висящий на углу Савушкина и Анри Барбюса, содержит признаки нарушения все той же ст.28 закона "О рекламе". Из информации со щита понятно, что процент по вкладу "Весенний" в "Мособлбанке" составляет 13%, но не перечислены условия, которые обязан соблюсти клиент, чтобы выплаты по вкладу составили именно 13%.

А закон требует, чтобы тут же, на щите, эти условия были перечислены - хотя бы мелким шрифтом. 1 апреля ФАС возбудило дело и против "Мособллбанка". Его рассмотрение назначили на 23 апреля. Наказанием для банков может стать штраф до 200 тысяч рублей и обязательство исправить незаконную рекламу.

Кстати, если эти банки накажут, то для Астрахани это не станет прецедентом. В мае прошлого года антимонопольщики уже наказали коммерческий банк за распространение ненадлежащей рекламы. Банк был оштрафован на 40 тыс. рублей за то, что в рекламе кредитных карт было упоминание только величины процента и того, что кредит - "до 50 дней". А про остальные условия, "определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее", - не сообщалось.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых