aif.ru counter
23.05.2007 00:00
29

Автострахование в Астрахани: перспективы и сложности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 23/05/2007

Тенденции повышения тарифов на оформление полисов ОСАГО и КАСКО, перспективы развития автострахования в России и возможности внедрения единой информационной системы по обмену данными между страховщиками, а также многие другие вопросы стали основными на заседании круглого стола, организованном редакцией "Аргументы и Факты - Астрахань".

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ страхование автогражданской ответственности признали убыточным видом страхования. В нашей стране постепенно к такому выводу приходят не только сами страховщики, но и федеральные власти. Как отметил в своем выступлении депутат Госдумы РФ Владимир Ткачев : "Убыточность по ОСАГО для страховых компаний наступает на 4-5 год после вступления в силу закона о введении этого вида страхования". В будущем году Правительство и Госдума будут вынуждены рассмотреть вопрос о повышении тарифов на ОСАГО.

Как рассказала нам участница круглого стола, начальник отдела автострахования филиала ООО НАСТА в г. Астрахань Надежда Никифорова , выплаты по ОСАГО действительно превышают прибыли компаний-страховщиков в этом сегменте. "Очень важно, чтобы портфель страховой компании был сбалансирован, то есть сборы по ОСАГО уравновешивались со сборами по другим, в том числе добровольным, видам страхования. К сожалению, на сегодняшний день у большинства участников рынка автострахования прослеживается значительный перевес в сторону ОСАГО. В связи с ростом рынка автокредитования повысилась и доля КАСКО в общем портфеле большинства компаний. Автострахование стало приносить больше убытков. К 2008 году прогнозируется увеличение базовых тарифов на ОСАГО и КАСКО", - отметила Надежда Никифорова. "Предполагается, что в ближайший год рынок страхования покинет около 40% компаний, которые не смогут устоять в ситуации повышения убыточности. На рынке останется несколько крупных игроков, которые скупят сети более мелких компаний", - заметила руководитель отдела урегулирования претензий Астраханского филиала "Военно-страховой компании".

Кроме того, участники круглого стола отметили среди причин повышения тарифов инфляцию и увеличение числа страхователей с положительной историей. "По прогнозам, рост тарифов коснется не только ОСАГО, но и КАСКО. ОСАГО будет стоить как минимум на 15% дороже. Возможно, стоимость полисов повысится на 25-30%. И прежде всего это связано с инфляцией", - рассказала Юлия Силантьева , ведущий специалист по подготовке страховых агентов Астраханского филиала компании РОСНО. "Система бонусов и малусов также отражается на эффективности работы страховщиков. С каждым годом растет число застрахованных лиц с "позитивным" стажем ОСАГО, то есть тех, кто был застрахован в предыдущие годы и не становился виновником ДТП. К таким страхователям применяется скидка 5% при пролонгации договора. В то же время происходит значительное удорожание запчастей, комплектующих и работ по ремонту автотранспорта. Доходная часть страховых компаний от сборов по ОСАГО уменьшается, а затратная - увеличивается. При переходе из одной компании в другую, при оформлении договоров ОСАГО и КАСКО невозможно проверить, были ли на счету у новоиспеченного клиента аварии и кто был признан в них виновным. До сих пор у страховщиков нет единой базы данных по клиентам, за которых были произведены выплаты",- отметил ведущий специалист отдела партнерских и офисных продаж Астраханского филиала Государственной страховой компании "Югория" Алексей Бирюков .

Увеличением тарифов на ОСАГО и КАСКО обеспокоены многие. Депутаты Госдумы РФ внесли в начале этого года на рассмотрение вопрос о предоставлении полисов ОСАГО автовладельцам, достигшим пенсионного возраста, на льготных условиях, а нарушителям правил дорожного движения и водителям-виновникам автокатастроф - по завышенным ценам. Однако такие нововведения до сих пор не приняты: нет отработанных механизмов взаимодействия страховщиков и ГИБДД. Как подчеркнули участники круглого стола, на сегодняшний день российское законодательство предусматривает получение льготы при заключении договора ОСАГО только для граждан, получающих автомобиль через отделения социального обеспечения, то есть для инвалидов и участников военных действий, получающих автомобили "Ока". "Но и в этом случае нужно говорить не о бонусах или льготах, предоставляемых страховщиками, а о господдержке - отметила Ирина Бузычкина , начальник отдела страхования Астраханского филиала "Московской страховой компании". 50% от стоимости полиса просто выплачивает государство. При этом к вождению полученным автомобилем может быть допущен только сам льготник. Если появляются другие лица, получающие права на вождение средством, например, по доверенности, то и договор ОСАГО оплачивается полностью страхователем".

Кроме того, как отметила Юлия Силантьева, очень часто возникают разногласия в трактовке условий по выплате страховых премий и возмещений из-за невнимательности клиентов, из-за нежелания подробно ознакомиться с условиями договора страхования. "К полису автострахования приложены правила страхования. Они устанавливают, в каком случае и в каком размере выплачивается страховое возмещение. В России нет единых правил страхования автотранспорта, каждый страховщик устанавливает свои правила, согласовывая их с Департаментом страхового надзора Министерства Финансов. Подавляющее большинство претензий страхователей к страховщикам связано с тем, что страхователь невнимательно изучил правила страхования. Наш совет - прочесть правила и условия страхования до заключения договора страхования. Во-первых, это даст представление о том, что, собственно, покрывает этот полис, во-вторых, снизит количество конфликтных ситуаций", - поделилась рекомендациями Ольга Дербак , заместитель директора СК "УралСиб" в Астрахани.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых