aif.ru counter
14

Объединение под угрозой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 09/05/2007

Три из четырех самых крупных судостроительных завода объединяются в ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение". Единственная стабильно работающая местная промышленность готовится бороться за возможность остаться на плаву в системе государственных судостроительных холдингов, которые, как обещает правительство, будут создаваться территориально.

ОДНАКО, возможно, объединение в новое ООО не состоится из-за собственников "Астраханского корабела" - норвежской и казахской компаний, которые собираются заблокировать создание объединения. От этого, как говорят специалисты, ситуация в астраханском судостроении может стать еще запутанней.

О начавшемся объединении стало известно 26 апреля, когда три крупных астраханских судостроительных и судоремонтных завода - ОАО "Астраханский корабел", ОАО "III Интернационал" и ОАО "Лотос" - объявили об объединении в ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение". Из крупных заводов в объединение не войдут "Красные баррикады" - самое успешное из астраханских предприятий, к тому же, до сих пор остающееся в собственности астраханцев. В то время как три объединяющиеся компании объединяют общие владельцы - московские бизнесмены Дмитрий Пальцев и Илья Кокарев. Они четыре года назад хотели купить и акции "Красных баррикад", однако попытка, как это называется, "недружественного поглощения" не получилась.

Между тем, по словам директоров объединяющихся заводов, все учредительные мероприятия уже состоялись, и общество с ограниченной ответственностью готовится к регистрации. Гендиректор "Астраханского корабела" Константин Марисов заявил, что за счет слияния "на рынке появится крупная компания, которая сможет привлечь крупные заказы, которые каждое из трех предприятий поодиночке привлечь бы не смогло". "Нам это нужно, чтобы привлечь большие инвестиции и выйти в лидеры судостроения и производства оффшорной продукции", - уверяет гендиректор "III Интернационала" Анатолий Волков. По данным областного министерства промышленности, транспорта и связи, на Каспии в ближайшие годы должна сильно вырасти потребность в крупных заказах - примерно на 5 буровых установок и 24 платформы для добычи нефти. Это связано с увеличивающимся количеством добываемой нефти, в первую очередь "ЛУКОЙЛом". Всего, подсчитали чиновники, объем заказов составит более $100 млрд. "Объединение наших заводов поможет в десятки раз увеличить производительность и привлечет заказчиков", - подчеркнул глава Минпрома Сергей Терсков. Пока Астрахань остается самым крупным на Каспии центром судоремонта и судостроения, однако известно, что Казахстан уже скоро сможет предложить заказчикам услуги своих новых и современных судостроительных предприятий.

Кроме того, создание "Астраханского судостроительного производственного объединения" вызвано желанием попытаться попасть в структуру государственных судостроительных холдингов. Об их создании в начале года объявил президент, а позже федеральное правительство конкретизировало: речь идет о создании трех судостроительных и нескольких судоремонтных холдингов в составе "Объединенной судостроительной корпорации". Она будет создаваться по примеру "Эйр Юнион", недавно объединившей самолетостроителей. Губернатор Александр Жилкин заявил, что у него есть предложение создать "Каспийский судостроительный центр", тогда как в министерстве промышленности РФ считают, что в Астрахани целесообразно заниматься только ремонтом судов и ничего не строить на государственные деньги. Главный довод губернатора - цифры, говорящие о том, что за два года 16 астраханских предприятий удвоили объемы производства. Но на московских чиновников эта информация не подействовала. Тогда в областном правительстве решили одобрить слияние крупных заводов в одно ООО.

Однако на прошлой неделе выяснилось, что создание "Астраханского судостроительного производственного объединения" находится под угрозой. Дело в том, что нынешнее руководство самого крупного из объединяющихся заводов, представляющее интересы московских предпринимателей, будет снято со своих постов 28 июня. На этот день новые собственники "Корабела" назначили собрание акционеров. А подавляющее большинство акций (97%) с декабря прошлого года принадлежит норвежской компании Aker Kvaerner и казахской "Казгипронефтетранс". Они заявили, что собирают собрание, чтобы вступить в права собственника. Как полагают эксперты, у них это, скорее всего, получится.

Впрочем, по мнению заместителя областного министра промышленности Станислава Федулова, если объединяющиеся заводы (даже если объединятся только в составе госхолдинга) постараются, они могут успеть до 28 июня перетянуть себе заказы "Астраханского корабела". Чего стоит только один заказ "ЛУКОЙЛа" на 9 млрд. рублей - тот, из-за которого, по мнению Станислава Федулова, норвежцы с казахами и заинтересовались "Корабелом".

Хотя, по словам гендиректора завода "Лотос" Анатолия Крымова, для объединенного предприятия в первую очередь важно привлечь квалифицированный персонал, поскольку в Астрахани на него дефицит. Проще говоря, сейчас на "Астраханском корабеле" ищут, чем привлечь коллектив остаться работать на нынешних руководителей, а не на норвежцев и казахов. Недавно стало известно, что способ найден. "Астраханский корабел" решил вручить лучшим работникам первые 80 жилищных сертификатов. Причем квартиры по ним можно получить в собственность только через 3-6 лет работы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых