aif.ru counter
24.01.2007 00:00
9

"Электрошока" не будет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 24/01/2007

В троллейбусах платим по-старому... пока

То, что тарифы на проезд в городском общественном транспорте не окупают расходов транспортных предприятий, известно давно. Разницу предприятия получают в виде дотаций из бюджета. В середине прошлого года ООО "Астраханьэлектропассажиртранс" заявило областной службе по тарифам, что экономически обоснованный тариф на проезд в троллейбусах и трамваях составляет 18,61 руб. При этом предприятие планировало оставить прошлогодний уровень стоимости проезда - 6 рублей, а недостающую для самоокупаемости суммы - 281,5 млн. рублей в год - получить в 2007 году из государственных фондов.

В КОНЦЕ прошлого года была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты службы по тарифам Астраханской области, финансисты, налоговики, транспортники и сотрудники других ведомств. В ходе анализа полученных от ООО "Астраханьэлектропассажиртранс" данных, специалисты сделали заключение: экономически обоснованный тариф на перевозку 1 пассажира для предприятия на сегодняшний день составляет 8 рублей 39 копеек. Об этом на первом в этом году заседании Правительства Астраханской области сообщила заместитель начальника областной службы по тарифам Вера Тюрина. Главные расхождения в цифрах у "Астраханьэлектропассажиртранса" и службы по тарифам возникли из-за непринятия в расчет договора лизинга, согласно которому электротранспортному предприятию в течение 5 лет нужно погасить кредит в 357 млн. рублей, и программы реконструкции трамвайных путей, которые, по планам администрации города, вообще должны в скором времени убрать с улиц Астрахани. Как разъяснила Вера Тюрина, служба по тарифам и региональное правительство не могут учитывать выплаты по договору лизинга, так как представленные к нему документы, в том числе программа обновления оборудования трамвайно-троллейбусного парка города, не соответствуют требованиям постановлений Правительства Астраханской области N 205 и N 328. По словам генерального директора ООО "Астраханьэлектропассажиртранс" Дмитрия Полуляха, предприятием приобретено более 10 единиц транспорта, а в 2007 году планируется увеличить парк на 70 единиц подвижного состава. Троллейбусную сеть планируется проложить во все жилые микрорайоны города, в том числе район имени III Интернационала, 6-ой микрорайон и АЦКК и т.д. Между тем, отметил Дмитрий Полулях, в Астрахани, как и в большинстве провинциальных городов России, более 15 лет в ремонт и обслуживание контактной сети и развитие путевого хозяйства никто не вкладывал денег.

При сдерживании роста цен на троллейбусный или трамвайный билет объем перевозок возрастет, повысится прибыль предприятия. По подсчетам руководства "Астраханьэлектропассажиртранс", в 2007 году электрическим транспортом будет перевезено более 22 млн. пассажиров. Показатель предыдущего года - 18 млн. 689 тысяч человек/год.

Стремление остановить рост стоимости проезда поддержал и министр соцразвития и труда области Эдуард Володин: "В областном центре нужно оставить какой-то вид транспорта для малообеспеченных слоев населения".Ведь с начала года стоимость проезда в автобусах большой вместимости повысилась до 8 рублей, а еще раньше была увеличена стоимость проезда в маршрутных такси - до 9 рублей. В свою очередь региональный министр транспорта Сергей Терсков отметил, что за 14 дней наблюдения после повышения тарифов на проезд в городских автобусах количество пассажиров, перевозимых в троллейбусах, возросло примерно на 23%.

После недолгих прений Вера Тюрина вынесла на голосование вопрос об установлении с февраля максимального тарифа на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом в 8 рублей. По ее мнению, такая мера поможет привести тарифы в соответствие с единой ценовой политикой в сфере городского транспорта и поставить в равные условия электротранспорт и автобусы. Кроме того, по подсчетам службы по тарифам, объем дотаций будет в этом случае составлять чуть более 7 млн. рублей. Правда, отметил министр финансов области Станислав Миронов, и их в бюджете на 2007 год нет. ООО "Астраханьэлектропасажиртранс" подавало в службу по тарифам документы на пересчет стоимости билетов еще в июле 2006 года. Тогда они были отправлены на доработку, так как при расчете дотаций, исходя из суммы 18,61 руб. - предложенного предприятием экономически обоснованного тарифа, - годовой объем бюджетных вложений составил бы почти 300 млн. руб. Выглядело так, что предприятие хочет погасить долги перед кредитором за государственный счет.

Вера Тюрина призывала к созданию равных условий для авто- и электротранспорта. Правда, при установлении тарифов на перевозки в автобусах и расчете объемов государственной поддержки автобусным предприятиям службой по тарифам учитывались лизинговые договоры "автобусников". Да и за экономически обоснованный тариф для автобусных предприятий была принята сумма, превышающая 10 рублей. Сейчас перевозками пассажиров в автобусах большой вместимости занимаются ОАО "Астраханьпассажиртранс" и государственное предприятие Астраханской области "ПАТП-3". Вера Тюрина отметила, что впервые установлением тарифов на проезд в трамваях и троллейбусах занималась областная служба по тарифам и правительство региона. Прежде это была прерогатива городской Думы, но тогда и электротранспортное предприятие относилось к муниципальной собственности. Летом 2006 года муниципалитет передал в аренду ООО "Астраханьэлектропассажиртранс" 42 трамвая и 44 троллейбуса с сетями, после чего реконструкцией этого сектора транспортной сферы занялось нынешнее руководство предприятия. Почему интересы автотранспортников предпочтительнее для правительства, чем интересы электротранспортного предприятия?

В итоге предельный максимальный тариф на проезд в электропассажирском транспорте - 8 рублей - был принят Правительством области. Дмитрий Полулях пообещал, что до конца первого квартала этого года стоимость проезда в троллейбусах и трамваях останется на прежней отметке - 6 рублей. Возможно, что в апреле-мае стоимость билета в троллейбусах и трамваях возрастет, а, может быть, предприятие придумает маркетинговый ход, как когда-то маршруточники, установившие разные тарифы на перевозки в зависимости от времени суток.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых