aif.ru counter
27.12.2006 00:00
34

С. Таюшев: "Я - бродячий режиссер"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 27/12/2006

Любовь к профессии, делу всей своей жизни, у нынешнего художественного руководителя Астраханского драматического театра Станислава Таюшева началась в раннем детстве, когда мама впервые привела его в Саратовский ТЮЗ на спектакль "Звездный мальчик" по пьесе Оскара Уайльда. И эту любовь, интерес, постоянное стремление к творческой деятельности ему удалось не только пронести сквозь годы, но и привить своим ученикам, актерам, с которыми он работал.

АРТИСТ, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, за плечами которого постановки в Театре Ермоловой, Театре имени Пушкина и Молодежном академическом театре в Москве, Большом государственном театре имени Качалова в Казани, театрах Ярославля, Хабаровска, Тулы, Вологды, Владивостока и других городах нашей страны, поделился с читателями "АиФ-Астрахань" своими воспоминаниями о прошлом, мыслями о настоящем и планами на будущее.

- Станислав Владимирович, вы в нашем городе уже не первый раз. В качестве приглашенного режиссера ставили спектакли "Женитьба" (2002 г.), "N 13" (2003 г.). А в этом сезоне вы начали работать уже в новом качестве - как художественный руководитель Астраханского драмтеатра. Каковы ваши впечатления от Астрахани, нашего театра, артистов?

- Я люблю два города на Волге: небольшую, уютную и тихую Вологду и Астрахань, которая, пожалуй, чем-то на нее похожа. Нравится старая архитектура, одно- и двухэтажные купеческие дома, старые дворики.

Что касается Астраханского драматического театра и его труппы, могу сказать, что театр мне нравится. Такой же примерно по стилю театр в моем родном Саратове, тем же мне близок и дорог, скажем, первый русский академический театр имени Федора Волкова в Ярославле - старинное здание с колоннами, напоминающее Малый театр в Москве. Кстати, театр в Иркутске тоже выдержан в этом же стиле. Их внутреннее убранство похоже на театр в Астрахани - многоярусные балконы, лепнина, сцена... Это больше о стенах театра, но сердце любого театра - его актеры, его коллектив.

Театральные составы, труппы в разных провинциальных городах не особо отличаются друг от друга. Есть, конечно, и помощнее труппы, поинтереснее, но в целом большой разницы нет. Вот, к примеру, мой земляк Олег Табаков в свое время перешел худруком во МХАТ и пригласил с собой в Москву двух саратовских артистов. И там они прекрасно прижились... Думаю, что из астраханского театра ведущие артисты придутся ко двору в любом театральном городе или даже "продвинутом" театре столицы.

Первую постановку закрыл КГБ

- ПОМНИТЕ ЛИ ли свою первую режиссерскую работу, что это было и где?

- Конечно, помню. Это было еще до театрального института. Я тогда был молод и, как все молодые люди, самонадеянно считал, что поставить пьесу можно и без театрального образования. Вместе со студентами и молодыми артистами в Саратове в 1968 году поставили авангардную модернистскую пьесу чешского драматурга Карела Чапека "Из жизни насекомых". Но тут грянули знаменитые чешские события и КГБ эту пьесу запретил.

- За свою богатую творческую жизнь вы поставили более сотни спектаклей. А какую из своих работ вы считаете наиболее удачной?

- Из провинциальных театров интересно было работать в Ярославле, там я поставил, пожалуй, лучшую свою работу по пьесе Фридриха Горенштейна "Детоубийца", которая была настоящим событием в театральной жизни России, как об этом писала пресса.

Прощаясь со своим родным городом Саратовом, поставил "Вишневый сад" Чехова...

Пожалуй, это самые лучшие и удачные работы.

- Вы постоянно находитесь в движении, поиске. Почему вам не сидится на одном месте, в одном театре?

- Я порой с иронией, а порой даже с гордостью называю себя бродячим режиссером. И считаю, что эти творческие поиски, путешествия, знакомства с разными театрами, людьми, зрителями мне как режиссеру только на пользу. После института я работал главным режиссером в Хабаровске, Ярославле Казани. А в начале 90-х годов решил стать свободным художником. Поехал по приглашению в Москву, работал в Театре имени Ермоловой, Театре имени Пушкина, Молодежном академическом театре. Все эти поездки обогатили не только мой профессиональный опыт, но и во многом повлияли на формирование моих взглядов и жизненных позиций.

- Перед Астраханью у вас был Новосибирск. Какую последнюю работу вы там сделали?

- Самая последняя моя постановка в Новосибирске была по пьесе Исаака Бабеля "Мария", которая существует только в черновиках... И я горжусь тем, что их удалось воплотить на сцене!

- Станислав Владимирович, вы учились в Москве и студентом, наверное, обошли все театры. Каковы самые яркие впечатления из увиденного в то время?

- Было очень много ярких театральных впечатлений. Я рос и мужал в то время, когда театр был на подъеме! Смотрел все спектакли Театра на Таганке, в то время самого модного театра, много раз видел "Гамлета" с Владимиром Высоцким; помню великолепный спектакль "Взрослая дочь молодого человека" Анатолия Васильева, посчастливилось видеть "Горе от ума" режиссера Товстоногова, видел ранний "Современник" с Евгением Евстигнеевым, бегали в Театр на Малой Бронной Анатолия Эфроса... Всего не перечесть.

Достоевский, Островский, Шекспир...

- РЕЖИССЕРСКАЯ работа требует огромного нервного и творческого напряжения, как вы отдыхаете и проводите свободное время?

- Лежу, читаю книги. Особенно люблю Достоевского, Толстого, Чехова, а в последнее время увлеченно читаю Ивана Бунина.

- Театральная жизнь постоянно преподносит всякие сюрпризы. Случались ли у вас в практике необычные или смешные истории?

- В жизни всякое бывало, сразу и не упомнишь... Вот, к примеру, дело было в Хабаровске. Шла "Чайка" и вдруг неожиданно заболел молодой артист, играющий Константина Треплева. Что делать? Пришлось выходить и играть самому режиссеру, а моя жена, актриса, играла в пьесе роль моей матери... Так вот, когда я по тексту пьесы называл свою жену мамой, за кулисами начинался жуткий хохот.

- Вернемся из Хабаровска в Астрахань. Станислав Владимирович, каким вам видится наш театр, теперь уже не как здание или трупа, а как вид искусства, как явление в культурной жизни?

- Театры должны быть разные. Потому что артисты разные, режиссеры с разными мнениями и взглядами, а самое главное - разный зритель. В крупных театральных центрах, где много театров, искушенный зритель выбирает не пьесу, а режиссера и идет смотреть именно его трактовку, а не просто спектакль. В небольших городах, где зачастую всего один театр, ситуация совершенно иная. Здесь уже идут смотреть не режиссерскую работу, не постановку Таюшева, здесь идут смотреть автора пьесы.

Обычно в крупных городах находятся средства для открытия экспериментального театра, чтобы молодежь могла пробовать свои силы, и у них всегда находится свой зритель, которому интересны именно молодежные проблемы.

- А астраханского зрителя что ожидает в самое ближайшее время?

- Я решил сначала поставить две комедии, чтобы подбодрить зрителя. И сейчас мы приступаем к работе над комедией А.Н. Островского "Последняя жертва". Хотя это скорее драма, чем комедия. В более далеких планах, скорее даже в мечтах - "Тартюф" Мольера, "Король Лир" Шекспира и современная драматургия...

- И, так сказать, "под занавес", какой вопрос вы бы задали сами себе?

- Всю свою сознательную жизнь ты занимаешься исключительно театром, а не надоело с этим возиться? И отвечаю - нет, не надоело. Если бы не театр, то жить бы стало совсем тошно!

Ну что ж, хочется от души поблагодарить Станислава Таюшева за интересную беседу и поздравить с наступающими праздниками, пожелать нашему театру и лично его художественному руководителю удачи, новых постановок и новых творческих решений в 2007 году!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых