aif.ru counter
20.12.2006 00:00
8

С. Боженов: "Астрахань - в лидерах по привлечению инвестиций"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 20/12/2006

18 декабря 2004 года состоялось официальное вступление в должность мэра Астрахани Сергея Боженова. О том, что успела сделать команда градоначальника за два минувших года и каковы перспективы, рассказал в понедельник представителям астраханских СМИ Сергей Боженов.

В наследство остались долги

В 90-Х ГОДАХ наш город буквально оказался в трясине долгов. Когда в начале нового века в большинстве российских городов дали старт новые программы развития экономики и поддержки бизнеса, Астрахань плелась в хвосте по ряду важных экономических показателей. До 2004 года в город практически не привлекались инвестиции. По словам нынешнего мэра, придя к власти, его команда понимала, что в наследство получила долги прошлых лет. Но сделать значительный рывок в сторону выравнивания экономики города все же удалось.

- После избрания, когда наша команда провела анализ бюджета, получалось прямых долгов у города 1,5 млрд. рублей. Только перед фондом ОМС долг составил порядка 200 млн. рублей. И не выплачивался он 4 года. Нам пришлось гасить эти долги, потому что это отражалось на медицинском обеспечении населения Астрахани. Сегодня мы говорим, что наметилась серьезная динамика налоговых поступлений на территории города. И это при том, что в 2004 году произошло перераспределение налогов. На сегодняшний день в бюджеты регионального и федерального уровней уходят наиболее эффективно собираемые налоги: акцизы, налог с прибыли, часть НДФЛ. В муниципальную казну до 2004 года попадало 45% всех налогов, собираемых на территории города, а сегодня - 25,28%. Это серьезная выпадающая, которая не позволяет нам развиваться настолько эффективно и динамично, насколько нам хотелось бы. Практически на 70% выросли налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, кроме муниципального. Хотя бюджет все же растет, и в основном это обеспечивается за счет НДФЛ. Сегодня мы создаем все условия для вывода доходов из тени.

Про работающий на сегодняшний момент бюджет я могу с точностью сказать, что 90% его уходит на реализацию социальных программ, и только 10% - на жилищно-коммунальное хозяйство и развитие города. Если раньше был высокий процент, под который администрация Астрахани брала кредиты в банках, например, в январе 2005 года ставка составляла 17-18% годовых, то в течение года благодаря грамотной команде экономистов администрации города удалось снизить эту ставку до 13-14% годовых. Буквально в минувшую пятницу, 15 декабря, первый облигационный займ муниципального образования "Город Астрахань" продан на бирже за полторы минуты. Процент по облигациям составляет всего 9,5%, тем самым мы смогли сэкономить 30 млн. рублей бюджетных средств.

Город открыт для инвестиций

ОДНОЙ из тем обсуждения стало привлечение в наш город инвесторов. Журналистов интересовало, на каких условиях к нам приходят большие деньги, ведь известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Астраханский мэр заверил, что в город приходят только проверенные компании, имеющие громадный опыт работы, высокий потенциал, а главное - безупречную репутацию:

- Если раньше наш город путали с другим, созвучным по названию, то сегодня Астрахань знают, знают продукцию, знают представителей бизнеса. Сегодня мы вышли на рекордный показатель по привлечению инвестиций, хороший показатель роста заработной платы, причем легальной. Конечно, инвесторов мы поместили в жесткие условия: требуем быстрой реализации проекта, участия в социальной сфере, обязательное условие - выплата заработной платы "вбелую", регистрация на территории г. Астрахань. И практически все инвесторы с нашей позицией соглашаются. Мы их опекаем, стараемся быстро рассмотреть и согласовать разрешительную документацию. Партнеры нам доверяют. С одной стороны, мы очень заинтересованы в динамичном развитии города. С другой - мы уверены в инвесторах. Все компании, которые приводят свой бизнес на территорию Астрахани, подвергаются жестким проверкам и контролю со стороны городских органов власти. Таких ненадежных, бесполезных, если не сказать вредных, компаний, как МММ, "Хопер-Инвест" у нас не будет.

Многих астраханцев беспокоит, что к нам приходят иногородние компании. Меня упрекают в невнимании к местного бизнесу. Но практика показала, что ни один из наших местных инвесторов не смог одновременно произвести отселение 160 семей и застроить большой участок земли. Оборотного капитала у наших компаний не хватало. Поэтому была привлечена компания ДиВиАй, мы подписали с ее представителями рамочное соглашение на выставке в Каннах, куда нас пригласил федеральный министр Герман Греф. Сегодня это соглашение переходит уже в русло реализации.

Если говорить в общем, на сегодняшний день мэрии удалось привлечь инвестиции в объеме 7,7 млрд. рублей. Это Advantage Group - 1,5 млрд. рублей, DVI - примерно аналогичная сумма, "Русский пассажирский транспорт" - 250 млн. рублей, Metro Cash & Carry - 485 млн. рублей, Мол Менеджмент - 1,5 млрд. рублей, Toyota - 320 млн., "Лента" - 550 млн. рублей. Многие компании уже реализовали свои проекты, некоторые приступают к отселению и строительству. Инвесторы создают новые рабочие места для астраханцев. Сегодня мы в минфине России заняли второе место по уровню прозрачности работы казначейского управления. За это министерство финансов России нас премировало 15 млн. рублей.

По поводу развития местного бизнеса могу привести такой пример. Сегодня мы, согласно требованиям федерального законодательства, продолжаем продажу на открытых конкурсных торгах муниципального имущества и права аренды его. Так вот, 80% покупателей - местные предприниматели. И многие объекты продаются по более дорогой цене, чем прогнозируют специалисты. И это тоже - доходы города.

Сохраним и преумножим

ИМЕННО такой подход к реализации любых своих начинаний избрал астраханский мэр. Главной своей победой в подходящем в концу году Сергей Боженов назвал победу над стереотипами и неверием астраханцев в собственные силы:

- Удалось, мне кажется, переломить сознание горожан, убедить, что наш город может действительно быть чистым, красивым. За первый год работы на посту мэра я делал упор на то, чтобы вымели, вычистили улицы, свалки, побороли засилье комаров, которые являются переносчиками лихорадки Западного Нила и других заболеваний. В подвалах, где 20 и более лет не морили комаров, в этом году провели полную дезинсекцию.

Наладили работу МУП "Спецавтохозяйство", МУП "Астрводоканал". Не удалось отрегулировать работу "Астркоммунэнерго". Был и остается огромный перечень объективных и субъективных причин. Прежде всего - сотни миллионов рублей долгов. Сегодня у нас намечается новый курс: нас ждут большой объем строительства, создание новых рабочих мест, развитие объектов инфраструктуры. Но мне бы хотелось еще больших объемов строительства, еще более высокой заработной платы для астраханцев. Я убежден, что доходы населения напрямую связаны с экономической, социальной и политической стабильностью в городе, в регионе и в целом в стране.

Сейчас в городе строются и ремонтируются дороги. Капитально отремонтировано 23 км дорожного покрытия. Сегодня впервые отремонтирована и освещена дорога, которая идет в район Судоверфи имени Кирова. Такого плана масштабные ремонты уже долгое время не проводились. Мы стараемся обустраивать зоны отдыха: Братский садик, ул. Халтурина, наб. Приволжского затона. В Астрахани 51 парковая зона, но многие из них были заброшены, разрушены ввиду того, что практически уничтожены поливочные водопроводы. На будущий год, я думаю, мы полностью реконструируем систему поливочного водопровода, город будет снова зеленым, воздух - чище. Есть, правда, одно "НО": сумеем ли мы сохранить всю ту красоту, которую приходится по крупицам восстанавливать? К сожалению, вандалы разбивают фонари, выбрасывают лавочки, ломают деревья.

Еще хочется решить целый комплекс проблем, связанных с пассажирскими перевозками. Горожане и я в том числе не удовлетворены работой городского транспорта. В основном у нас работают ГАЗели, это аварийно опасный вид транспорта. Мною сделан акцент на развитие пассажирского электротранспорта, в частности троллейбусов. В последний раз троллейбусы в нашем городе закупались в 1989 году, еще 2 троллейбуса были подарены парку предприятием Астраханьгазпром в 91-ом году. 15 лет парк не обновлялся. Впервые в этом году по нашей новой программе закуплено более 10 троллейбусов. В ближайший год, я думаю, мы сможем обновить троллейбусный парк процентов на 70-80%. Предполагается также, что появятся новые маршруты, например, связывающие ул. Яблочкова и ул. Савушкина. Есть некоторые трудности в проведении троллейбусных путей к микрорайону АЦКК и 6-му микрорайону, так как дорога, связывающая их, является участком федеральной трассы, нужно согласовать проект с Росавтодором, расширить магистраль, обустроить остановочные комплексы и т.п. Троллейбусы - транспорт экологически чистый и более приемлемый по цене для горожан. Мы будем его развивать. Что же касается трамваев, пока в центральной части города и в некоторых районах они остаются, но мое решение убрать этот вид транспорта с астраханских улиц было не случайным. Трамваи губительно влияют на дороги, причиняют жителям дискомфорт. Возможно, у нас когда-нибудь появятся средства, чтобы закупить облегченные модели трамваев, проложить под рельсами метровую бетонную подушку и метровую резиновую подушку. Тогда развивать трамвайный транспорт будет целесообразно. Сейчас важнее обеспечить население доступным и рентабельным для городского хозяйства транспортом и привести в порядок городские улицы.

К 450-летию города намечен большой перечень мероприятий. Думаю, что все они будут проведены на высоком профессиональном уровне. Хочется еще раз обратить внимание астраханцев на то, что и они должны принимать участие в поддержании чистоты и красоты города!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых