aif.ru counter
01.11.2006 00:00
50

Э. Володин: "Мое главное желание, чтобы у нас не было работы"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2006

Министр соцразвития о монетизации, субсидиях и льготах

В нашу редакцию поступает огромное количество вопросов, связанных с социальными проблемами. Об основных из них мы решили поговорить с министром социального развития и труда Эдуардом Володиным.

- Эдуард Михайлович, уже более полутора лет действует закон о монетизации. Какие можно сделать выводы? Насколько успешно он был внедрен? Достигает ли своих целей?

- Монетизация льгот - это, я считаю, направление правильное. Потому что это нововведение заставило вести точный подсчет и количества льготников, и средств, которые необходимы для обеспечения их льгот. Другой вопрос - обеспечивают ли эти деньги те льготы, которые человеку необходимы. Количество льготников у нас огромное - практически каждый пятый. А раньше было еще больше: имела место система двойного учета, "мертвые души" и другое.

Реализация льгот - это огромный механизм, поэтому сейчас считать пока сложно, но, может, выгодней поднять людям размер пенсии и отменить эти льготы совсем. Сейчас из бюджета тратится около 400 миллионов в год только на связь и на проезд. Это огромные деньги. А ЖКХ еще дороже. Государство должно создавать людям такие условия, чтобы этих денег было достаточно для решения проблем питания, образования, лечения и всего остального. К сожалению, еще никто не считал, что выгоднее - поднять зарплаты и пенсии или обеспечивать населению льготы и субсидии.

- В какой отрасли, обеспечивающей льготников, возникает больше всего проблем?

- С начала много жалоб было от транспортников и связистов, затем подключилась отрасль здравоохранения. Многие уже заметили недостаток лекарственных средств, выделяемых бесплатно, в счет социального пакета. Зачастую бывает так, что в аптеке по бесплатным рецептам того или иного лекарства нет в наличии, а за деньги - пожалуйста. Эту проблему мы знаем, и министерство здравоохранения знает - будем искать выход. С транспортниками решили вопрос таким образом, что ввели проездной билет, и изначально задумка была такая, чтобы этим билетом можно было пользоваться и при поездках по области. Но потом предприятия, обеспечивающие перевозки, начали говорить, что цена проездного билета не оправдывает те расходы, которые они несут. В итоге проездной действует только внутри города. Конечно, людям это положение ухудшило. Сейчас решается вопрос об упразднении проездных билетов для льготников. И вполне возможно, что с нового года они будут отменены, и льготнику придется ездить на те 173 рубля, которые предусмотрены социальным пакетом.

- Многие льготники отказываются от социального пакета. Как вы считаете, отчего это происходит и правы ли они?

- Да, действительно, отказываются от соцпакета более половины общего количества льготников. Почему отказываются - потому, что многим просто не хватает пенсии, и они считают это хорошей прибавкой. Деньги можно потратить и на проезд, и на лекарства, и на продукты. Проблема лишь в том, что может обеспечить этот соцпакет. Сколько можно купить лекарств или далеко ли можно поехать на 477 рублей в месяц? Но, тем не менее, социальный пакет гарантирует льготнику и лекарства, и путевку, и проезд. Конечно, придется постоять в очереди за путевкой, походить по аптекам в поисках лекарств, но, в конечном счете, это может реально и значительно сэкономить средства. К сожалению, имеем то, что имеем. Многие пытаются сэкономить на соцпакете, другие говорят о недостатках его обеспечения. В целом же область теряет значительные средства из центра на лекарства, путевки, протезно-ортопедические нужды. Да и большинство льготников теряют лично.

- Почему у нас возникает это несовпадение между суммой, выделяемой на льготы, и стоимостью этих льгот? Почему по соцпакету они стоят одну сумму, а без него совершенно другую?

- Часть людей должны приобретать очень дорогие лекарства, например, диабетики или астматики. Иногда стоимость их лекарственного обеспечения может достигать 10 тысяч рублей в месяц. А если он откажется от соцпакета, то будет просто катастрофа, ведь сам льготник вряд ли сможет их оплатить. Но не всем нужны такие дорогие препараты. Поэтому, если один возьмет дорогое лекарство, а другой не возьмет никакого, то для государства эта льгота обойдется дешевле. Один пользуется проездом, а другой - нет, поэтому освобождаются средства для оплаты услуг транспортников. Конечно, бывает, что человеку нужны и лекарства, и проезд. В таком случае отказываться от социального пакета точно не стоит.

- Предоставление субсидий на оплату ЖКУ стало адресным. Как это повлияло на работу?

- Мы старались немного облегчить людям процесс получения этих субсидий. Ведь раньше они должны были чуть ли не каждый квартал подтверждать свое право на субсидии, сейчас эту процедуру надо проходить только раз в год.

Наша областная власть приняла решение помогать с оплатой жилищно-коммунальных услуг тем семьям, чьи расходы на это достигают 18% от общего дохода. А с нового года этот порог понизится до 15%. Раньше пользоваться такими субсидиями могли только те, у кого эта цифра доходила до 22%. То есть получателей субсидий стало больше. Область берет на себя просто огромные расходы, с которыми справляется не всегда. Например, бюджет нашего ведомства в этом году равен 1,6 миллиарда, из них федеральных денег только 10%.

В ближайшее время ЖКХ также перейдет на монетизацию. То есть придется заплатить поставщику коммунальных услуг в полном объеме, а затем средства в размере положенных льгот ему будут возвращены на счет. Велик соблазн у людей потратить эти деньги не на те цели, на которые их выделяли, а на что-то другое. Благо, если на дело, а если на бутылку? Поэтому и принято решение о том, чтобы льготник приобретал все необходимое на свои средства, а мы ему их потом возвращали.

- Как обстоят дела с получением бесплатной жилплощади?

- Льготная категория людей всегда получала жилье по очереди, когда на это были деньги в местном бюджете. Теперь наше государство с местными властями поделили между собой заботу о льготниках, и теперь выделение жилья - прерогатива федерального бюджета. В области очередь на жилье состоит из 3300 льготников. Но теперь выделяют не квартиры, а деньги из расчета социальной нормы, то есть 18 квадратных метров. Теперь, когда до человека доходит очередь на получение жилья, он получает деньги на приобретение 18 квадратных метров по средней цене квадратного метра в регионе. Это, конечно, стартовый капитал, остальное придется искать самим.

- С нового года астраханцы перейдут на различные формы управления домом. Что делать, если общее собрание решит ремонтировать крышу, стояк или что-то еще дорогостоящее, а у малоимущей семьи не окажется возможности сдать на это деньги. Может ли в такой ситуации помочь служба социальной защиты?

- Социальная защита и вся наша служба рассчитана на то, чтобы помочь человеку в сложной жизненной ситуации просто прожить или выжить, свести концы с концами. Мы помогаем только тем, у кого доходы ниже прожиточного минимума, и не на излишества.

В каждом конкретном случае помощь может быть индивидуальной. Например, бывает, что надо везти ребенка на лечение в Москву. И мы с разрешения губернатора или председателя правительства можем выделить деньги на поездку, но это нецелевое расходование средств.

И это серьезно - вопрос жизни и смерти, а вы говорите про крышу. Наша служба опекает 500 тысяч людей: это и детские пособия, и жилищно-коммунальные субсидии, монетизация, поездки детей на отдых, газификация и так далее. Это огромная цифра нуждающихся, поэтому мое самое главное желание, чтобы у нас не было работы, чтобы у нас не было малоимущих и нуждающихся.

Всего в области насчитывается:

- федеральных льготников - 70,5 тысяч человек;

- региональных - 164 тысячи человек;

- получателей субсидий на оплату ЖКУ - 22594 семьи.

На 2007 год отказались от соцпакета 42322 человека (60%).

Прожиточный минимум:

- для трудоспособного населения - 3040 рублей;

- для пенсионеров - 2089 рублей;

- для детей - 2653 рубля;

- в расчете на душу населения - 2783 рубля.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых