aif.ru counter
48

Малый и средний бизнес: перспективы развития

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 04/10/2006

На прошлой неделе по инициативе редакции "Аргументы и факты - Астрахань" за столом переговоров собрались представители банковских структур, страховых компаний и аудиторских фирм. Главной темой для обсуждения стало развитие в нашем регионе малого и среднего бизнеса.

Финансы

ОДИН из первых вопросов, заданных на круглом столе, касался кредитования малого бизнеса. По словам управляющего кредитно-кассовым офисом Астраханского отделения ОАО "МДМ-Банк" Ильи Нечаева, на сегодняшний момент практически каждый банк предлагает несколько программ кредитования малого и среднего бизнеса. Чем рискованней проект, чем выше вероятность его окупаемости, чем дольше срок кредитования и чем больше сумма займа, тем выше процентная ставка по кредиту. Сегодня есть даже возможность выдать кредиты по неофициальному доходу, и банки делают это. Но все эти условия работают только в отношении уже работающего и процветающего бизнеса. Реально ли взять кредит в банке для развития бизнеса с нуля?

Как отметил заместитель управляющего Астраханского филиала "Транскредитбанка" Михаил Волков, банки должны иметь гарантии, что вложенные деньги в развитие проекта вернутся. Для этого нужно, во-первых, чтобы предприниматель показал и доказал, что он умеет заниматься бизнесом, что умеет грамотно распоряжаться своими доходами и активами. Первое, что требуют банки для оценки потенциального заемщика - технико-экономическое обоснование, это упрощенный вариант бизнес-плана, второе показать отчетность. Если счет открыт в банке-кредитодателе, условия кредитования могут быть мягче, срок рассмотрения заявки может сократиться до минимума, а срок кредитования - увеличен, так как у банка и клиента уже сложились сотруднические отношения.

Однако, как подчеркнула Наталья Зыкова, генеральный директор ООО АФ "Интерком-Аудит-А", у большинства предпринимателей, развивающих бизнес на территории Астраханской области, либо вообще отсутствует бизнес-план, либо он фиктивный и служит только для получения кредита. "Бизнес-план - это первый шаг, с которого надо начинать свое дело. Нет бизнес-плана - нет перспектив", - подчеркнула Наталья Зыкова.

Риск и ответственность

СЕГОДНЯ много говориться о прозрачности бизнеса, о выходе из "тени". Большинство предпринимателей и коммерческих объединений, как показывает статистика, стараются быть более информационно открытыми. Но если объективно посмотреть на эти процессы, можно увидеть, что практически весь бизнес у нас смешанного - "серовато-прозрачного" типа. Большинство до сих пор платит налоги с прибыли, но утаивает налоги с доходов физических лиц. Почему? Как отметили Светлана Соловьева (ООО КК "Кюри") и Анна Макарова (ЗАО АФ "Информ-аудит"), причина роста налоговых преступлений - менталитет и незнание законодательства. "С переходом предпринимателей на схему работы по единому вмененному налогу многие руководители вообще перестали следить за своей отчетностью, - утверждает Анна Макарова. - В результате платят они налог, 1000 рублей. Но забывают об отчислениях в Пенсионный фонд, страховании и т.д. Так и хочется спросить: сегодня платишь тысячу в казну и думаешь, что завтра у тебя будет огромная пенсия?"

В результате круг замыкается. Бизнес не выходит "на свет", а банки не повышают своей лояльности к "теневым" предпринимателям и фирмам, да и инвесторы не выстраиваются в очередь вложиться в "мутный" бизнес. Вопрос о развитии бизнеса и его "оздоравливании" снова заходит в тупик.

Еще одна проблема - риски. Можно ли страховать бизнес? По словам сотрудника управления ООО "Росгосстрах-Юг" по Астраханской области Галины Поляковой, страхование предприятий сейчас - одна из мощнейших ветвей развития страхования. Только вот страхуют пока только имущество компаний: недвижимость, производственные технические устройства, транспорт и т.д. Страховать от рисков, возникающих при заключении сделок, слишком невыгодно. Единственный выход, как отметила Наталья Зыкова, - тщательный анализ партнера по сделке и сопровождение бизнеса.

В заключение отметим, что сегодня много говорится о частно-государственном партнерстве как об одной из форм экономической перспективы. Однако в нашей области этот вид взаимодействия бизнеса и власти касается пока только крупных проектов. Возникает вопрос: то ли у власти "мания величия" и она не желает развивать малый бизнес и вкладывать средства в проекты, рассчитанные на работу в одном населенном пункте, районе города или области, то ли сектор малого и среднего бизнеса у нас настолько неподвижен, безынициативен и некреативен, что власть не видит резона взаимодействовать с предпринимателями?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых