aif.ru counter
24

Одна дорога

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 05/07/2006

Начало июля для российских автовладельцев было ознаменовано сразу двумя праздничными датами. 3 июля 70 лет отметила ГИБДД, а 1июля 2003 года вступил в силу Закон об автогражданке.

КАЖДЫЙ месяц растет число автомобилей на дорогах Астрахани и области, а вместе с тем возрастает и количество аварий. Но если прежде все ситуации, касающиеся дорожно-транспортных происшествий, могли разрешить только ГАИ и другие органы государственной власти, причем не всегда в пользу владельца автотранспортного средства, то сегодня у автолюбителей и водителей-профессионалов есть совершенно другой инструмент - страховой полис. Теперь в целях обеспечения безопасности на дорогах и соблюдения прав каждого из участников ДТП Госавтоинспекция и страховщики идут, как говорится, по одной дороге.

Вообще, попытки ввести ОСАГО начались в нашей стране еще в середине 90-х годов, однако тогда эти инициативы были приняты в штыки. Да что говорить, даже накануне официального введения обязательного страхования автогражданской ответственности - в 2002 году - о Законе об ОСАГО распространялась негативная информация, а многие ныне известные люди сделали себе имя на спорах вокруг обязательного страхования автогражданской ответственности. Сегодня с уверенностью можно сказать, что ОСАГО занимает весомую долю на рынке страховых услуг, это наиболее подвижный сектор страховой деятельности. К тому же страховщики уже пережили несколько трудных периодов, связанных с внедрением ОСАГО, были и прецеденты мошенничества в этой сфере. Как показывают исследования рынка страхования, сегодня ОСАГО в России встает на путь стабилизации. На рынке ОСАГО уже мало кто работает с минимальным набором услуг. Каждая компания для повышения конкурентоспособности совершенствует свою деятельность за счет дополнительного сервиса: например, выезд агентов на место аварии и упрощение процедур оформления документов, бесплатное предоставление эвакуатора и т.п.

На сегодняшний момент в Астраханской области зарегистрированы около 35 региональных представительств и филиалов страховых компаний, вообще же число компаний, заключающих договора по ОСАГО в нашем крае, уже перевалило за 60.

Многие считают, что чем крупнее компания, тем больше преимуществ дает ее полис автовладельцу. Связи и финансовый ресурс у подобных компаний действительно велики, но, к сожалению, не всегда преимущества самой компании становятся преимуществом клиента. Дело в том, что большинство компаний с громкими и весомыми именами - так называемые кэптивные, или карманные, компании. Они существуют в составе единой крупной корпорации и выполняют свои узконаправленные функции. Очень часто они занимают лидирующие позиции по многим показателям в определенный отчетный период. Это связано с тем, что портфель подобных компаний, обслуживающих членов корпорации, пополняется в определенный период и затем весь год расходуется. Очень большое значение имеет и сам процесс формирования портфеля страховой компании. Если он полностью или более чем на половину состоит из прибыли от одного-двух видов деятельности, компания рискует получить дефицит средств, а это значит, что кого-то из клиентов останется без выплат. Например, на западе, где ОСАГО существует не первый десяток лет, многие страховщики, сделавшие ставку на ОСАГО, обанкротились - выплаты превышали прибыль. Поэтому надо смотреть, какую долю в бизнесе компании занимают прочие виды страхования. Чем сбалансированнее портфель, тем выше надежность страховщика.

Превышение выплат над прибылью страховых компаний - проблема не только самих страховщиков, но и автовладельцев. На протяжении последнего года в Госдуме обсуждаются вопросы ужесточения условий выплат по ОСАГО. Главный принцип конкурентоспособности многих компаний "платить всегда и везде" будет регулироваться законодательством: платить компании будут, но у них будет возможность "спросить" с клиентов-нарушителей правила дорожного движения посредством подачи регрессных, то есть встречных, исков. Кроме того, ведется разговор о вступлении в силу так называемого европейского протокола, что дает право потерпевшему в аварии обратиться за возмещением к своему страховщику. Также, участники мелких ДТП смогут покидать место аварии по взаимному согласию, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД. Окончательному вступлению этой удобной схемы в силу препятствует опять же несовершенство законодательства: это еще больше развяжет руки мошенникам.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых