aif.ru counter
31.05.2006 00:00
117

Балетмейстер студии при Музыкальном театре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 31/05/2006

В БАЛЕТЕ, как известно, на пенсию уходят до сорока лет. Дальше у всех складывается по-разному. Кто-то может выбрать другую профессию, кто-то переходит в другие танцевальные заведения (вплоть до клубов эротических танцев), а кто-то может выбрать другую профессию здесь же, в театре, и стать балетмейстером.

Это в армии плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. В балете о карьере балетмейстера мечтают далеко не все. Знают, что не у каждого получится передавать свои умения и навыки другим. У Ларисы Сивицкой, балетмейстера музыкального театра, получилось. Хотя, по ее словам, все образовалось как бы случайно. Астраханка Лариса после окончания Новосибирского хореографического училища много лет проработала в Красноярском театре музкомедии. Танцевала все первые партии, на нее ставились "Кармен-сюита", "Лебединое озеро", "Сотворение мира", с гастролями объездила всю страну. Как-то пытались направить на курсы балетмейстеров, отказалась: "Не хочу ставить, хочу танцевать!". А когда вышла на пенсию по выслуге лет, вернулась с семьей к маме в Астрахань. Но смысл жизни без танца как-то не обретался. Возглавила танцевальный коллектив "Возрождение". И неожиданно худрук ТЮЗа Юрий Кочетков пригласил Сивицкую поставить танцы в своем спектакле "Русский секрет". Именно с того момента началась ее карьера балетмейстера в театре. Потом помогала главному балетмейстеру музыкального театра Наталье Киндяковой. А когда та по личным обстоятельствам ушла из театра, главным балетмейстером стала Сивицкая.

Тогда, десять лет назад, в театре ставились танцы ("подтанцовка") для оперетты, о самостоятельных балетных произведениях никто не думал. Не было даже танцоров, которые стояли бы на пальцах.Сивицкая пригласила в театр из "Возрождения" самых одаренных: Эсмеральду Мамедову, Михаила Соколова, Алексея Меренкова (чьи имена сегодня хорошо известны астраханским балетоманам). И рискнула, выбрала для постановки классику - "Вальс" Шопена и "Лебедь" Сен-Санса. Как теперь думает, это было слишком храбро. Но с чего-то начинать ведь надо было. Первым балетным спектаклем стал "Айболит". Сегодня в репертуаре музыкального: "Жизель", "Египетские ночи", "Вальпургиева ночь", "Пахита", "Павана мавра", "Шопениана". Осенью приступят к репетициям над "Коньком-Горбунком". Есть и балеты, поставленные приглашенными специалистами: над "Вечером одноактных балетов" работали Владимир Пак и Оксана Макарова из Краснодара, "Щелкунчиком" - Ирина Лазарева из Москвы. Сивицкая считает, что практика приглашения иногородних постановщиков обогащает и местную труппу и балетмейстера, дает возможность понять, чего же достигли. Так, москвичка Лазарева смогла спокойно поставить сольные номера с вышколенными по всем балетным правилам студийцами.

Детская балетная студия при театре - отдельная история. Театру очень требовалась кузница кадров. Непросвещенный мог бы возразить - а приглашенные из других городов, выпускники хореографического отделения училища культуры? Но приезжающим нужно жилье (недоступное ныне театрам), а в училище готовят руководителей самодеятельных коллективов, занятия танцами у них всего 2-3 раза в неделю. Вот театру и пришлось набирать маленьких ребят, а Сивицкой - учить их всему необходимому. Правда, несколько лет назад в училище созданы специальные курсы для театра (за что Лариса Павловна благодарна директору и зав. отделением). На днях - первый выпуск. Училось четверо, в Астрахани пока останутся всего двое. А через два года появится и свой артист балета.

Из неспецифических умений, необходимых балетмейстеру, Сивицкая в первую очередь отмечает умение работать со спонсорами, но признается, что это не самая сильная сторона ее административного таланта: "Не умею, сама никогда денег не занимала. ...Один раз получилось - и тогда две астраханки из студии съездили на конкурс артистов балета. Призовых мест не заняли, но хорошо и то, что заявили о себе. Кстати, когда выпускница студии Илона Ульянова пришла в Москве на работу в театр Константина Райкина, то после просмотра ее спросили: "Чья балетная школа - московская или ленинградская?". И удивились, услышав непривычное: "Астраханская". Вот такие маленькие отметки и являются знаками, говорящими о верном пути развития.

В студии начинают с растяжки и постановки корпуса, чтобы "спина была длинная". Кстати, у троих астраханцев при этом исправились сколиозы. Но впоследствии, конечно, надо проявлять особую осторожность - балет травмоопасен. Самые распространенные повреждения - вывихи и растяжения связок, реже травмы спины. Техника балета усложняется. Если раньше фигурой высшего пилотажа считалось, когда балерина крутит 32 фуэте, то теперь сами балерины знают, что есть и более сложные элементы. Справедливости ради отметим, что в Астрахани это пока доступно только Мамедовой.

Работа балетмейстера на виду, а личность его - всегда в тени. Танцевавших в Большом театре Уланову и Плисецкую знают, а вот о том, что ставивший там же в середине прошлого века балеты Ростислав Захаров - наш земляк, известно не всем астраханцам.

Сейчас Лариса Сивицкая мечтает, чтобы в Астрахани было, где развиваться балету. Дома давно привыкли, что она всегда на работе и не останется посидеть с внуком, даже если садик закрывается. Зато по выходным трехлетний Никита обожает гонять с бабушкой машинки и радует ее тем, что слушает музыку Вивальди, замирая при этом: "Нравится!".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых