aif.ru counter
31.05.2006 00:00
15

Первый генплан в двадцать первом веке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 31/05/2006

В МИНУВШУЮ пятницу был представлен генеральный план нашего города, в котором, по замыслу авторов, отображены все стратегические направления развития Астрахани до 2025 года. Над планом работал коллектив архитекторов и инженеров из Санкт-Петербургского института урбанистики.

Генеральный план был заказан, по словам председателя городского комитета по архитектуре и градостроительству Светланы Кудрявцевой, еще 4 года назад. Но тогда в казне города денег на его исполнение не нашлось. По-видимому, в этом году, когда тема предстоящего юбилея "засулила" не только грандиозные торжества, но и немалые финансовые средства, вспомнили о плане.

Проект генерального плана города обошелся администрации в 5,6 млн. рублей. Хватит ли теперь денег на его реализацию и претворение всех идей в жизнь - сказать пока никто не решается. К тому же, сейчас генплан прошел только первый этап. На очереди - государственная экспертиза (проектной документации), экологическая (которую местные и питерские архитекторы называют самой сложной) и согласование с МЧС, все они должны завершиться уже во второй половине июля.

Закон для архитекторов

МНОГИХ астраханцев удивляет, почему в преддверье юбилейных торжеств некоторые направления по градостроению, реставрации, сносу и строительству были приняты еще в отсутствие генерального плана. Невольно возникает вопрос: не получится ли так, что пока будет утверждаться план по строительству, "генеральный план" по сносу будет успешно реализовываться, а когда от многих микрорайонов останутся ровные площадки под застройку, окажется, что строиться, согласно новому генплану, там будут совсем иные объекты, чем обещалось? Ведь сколько бы нам ни приходилось разговаривать с чиновниками, какой-то определенной картины того, как и какие улицы подвергнутся сносу и в каком порядке, никто сказать так и не смог - нас "кормят" общими фразами о важности переселения жителей ветхого аварийного фонда в новое жилье. Генеральный (то есть главный, общий) план не включает в себя проект каждого в отдельности здания в городе, а дает общие представления - тенденции к застройке, развитию транспортных сетей, коммуникаций, систем канализации и водоснабжения. Как отметила архитектор Ирина Гришечкина, одна из разработчиков проекта, генплан - это закон, правила районирования и застройки, который определяет рамки. Но по одним позициям эти рамки очень жесткие, по другим - дают архитектору возможность по-разному решить ту или иную задачу. Не окажется ли и этот "закон" на стороне сильнейших?

Например, мэр города при представлении генплана на встрече с журналистами упомянул, что в центре города, на набережных Волги, расположены давно не действующие заводы им. Урицкого, К. Маркса, "Октябрь". По словам Сергея Боженова, их давно уже надо переименовать - люди, в честь которых они названы, ничего хорошего для России не сделали. А предприятия, которые простаивают, можно перенести в отдельную промзону, а на их месте выстроить новые комфортабельные жилые районы и переселить туда граждан из ветхого фонда. Такие обнадеживающие обещания мэра вызвали у многих скептическую улыбку. Вряд ли престижные квартиры в новых домах в центре города будут предоставляться как муниципальное социальное жилье.

Цены на квадратный метр будут там довольно высокие. Далеко не все жители ветхих лачуг смогут позволить себе приобрести такое жилье даже по ипотечному договору.

Заглянем в будущее

НОВЫЙ генеральный план не изменит кардинально, по словам создателей, облик города. Например, в исторической части решено оставить большинство построек - они войдут в зону охраны и регулирования, которая подвергнется реставрации и реконструкции. Как отметили питерские архитекторы, особенностью южных городов России является и то, что большинство жителей с высоким уровнем дохода стремятся жить в частных домах-усадьбах, эту "изюминку" южной провинции решено сохранить. В новом генеральном плане индивидуальные малоэтажные постройки занимают более 30%. Но, прежде всего, решать жилищные вопросы предполагается с помощью строительства многоквартирных домов в Трусовском районе. В левобережной части города большие строительные площади будут осваиваться в Заболдинском районе, за железнодорожным вокзалом и в пос. Инициативный, где также будут возводиться многоэтажки. В генплан включены также реконструкция систем водоснабжения и водоочистки. Существующие сейчас системы в большой степени изношены. Наряду с этим в генплан внесены сети ливневой канализации, отсутствие которой стало бичом нашего города.

Прежде чем составлять новый генеральный план, ученые и архитекторы провели ряд исследований. Так, в генплане учтен сравнительно невысокий прирост населения. Предполагается, что к 2015 г. население города будет насчитывать 490 тыс. человек (сегодня - 480), что обусловлено высокими показателями смертности и низкой рождаемостью. Однако, как и ожидалось, в план не включены вынужденные переселенцы, мигранты и нелегалы. Еще один пункт системного подхода - анализ и планирование развития промышленности и бизнеса. Архитекторы института урбанистики видят основой экономики Астрахани развитие промышленного производства и туризма. В новом генплане учтены даже 7 сегментов туристического бизнеса, которые предполагается развивать в нашем городе, а также объемы производств легкой, пищевой, энергетической, строительной и других отраслей.

Нам любые дороги дороги

БОЛЬШИМ преобразованиям подвергнется и транспортная система города.

Все это планируется синхронизировать с развитием экономики, науки и туризма. Например, в сфере железнодорожных грузо- и пассажирских перевозок планируется увеличение объемов, вывод грузового двора на станцию Кутумная, развитие пункта Астрахань-2, ликвидация малодеятельных подъездных путей. Планируется повышение комфортности и пассажироприема астраханского аэропорта. Уже сейчас к нам приходят крупные перевозчики, что позволяет надеяться на скорейшее увеличение числа маршрутов и снижение стоимости билетов на самолет. Значительным изменениям подвергнется и система автомобильного транспорта. Сегодня на территории города есть более 400 км неучтенных дорог, которые нужно нанести на карту, оценить состояние. Всего же автомагистральная сеть насчитывает порядка 800 км дорог, которые более чем на 50% нуждаются в капитальном ремонте. Многие дороги нуждаются в расширении. А, например, ул. Магнитогорскую планируется превратить в высокоскоростную магистраль.

В автотранспортной сфере, согласно новому генплану, отрабатываются 3 ключевых направления: внешняя дорожная сеть, соединяющая город с соседними регионами, улично-дорожная сеть (планируется реставрация пешеходных тротуаров и создание новой системы пешеходных переходов, возможно, подземных или в виде мостов, увеличение числа островков безопасности, строительство эскалаторов, уличных лифтов и т.п.). Светлана Кудрявцева рассказала, что город закупил новое программное обеспечение, которое позволит скорректировать работу городских светофоров и настроить "зеленую волну". Вместе с тем в новом генплане Астрахани отражено развитие городского пассажирского транспорта. Ответственный за проектирование транспортных сетей питерский специалист Михаил Петрович отметил, что нужно увеличивать не только объем автобусных перевозок и регулировать численность маршрутных такси, но и сохранить трамваи: "Наличие трамваев отличает город от не города. Этот вид транспорта нужно сохранить для поддержания имиджа, марки Астрахани. Плюс ко всему не стоит сбрасывать со счетов его экономичность и вместительность". Также Михаил Петрович подчеркнул, что при проектировании новых зданий в городе должны учитываться внутренние парковки и гаражи.

Будет решаться ряд важных задач по систематизации транспортных перевозок. Для этого в Трусовском районе будет создан центр логистики.

Создатели нынешнего генплана видят наш город как центр прикаспийских государств, форпост России, который будет выполнять политические и экономические задачи, обеспечивать культурные взаимосвязи с соседними странами-партнерами. Именно это, по словам разработчиков, отражено в генеральном плане развития города Астрахань на 2006-2025 гг. Главное, чтоб не получилось, как в поговорке: "Хотели как лучше, а получилось - как всегда".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых