aif.ru counter
7

Реформируем сознание - отстают знания?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 17/05/2006

Для российской системы образования май традиционно можно считать самым напряженным месяцем в учебном году. Реформа, предложенная, чтобы облегчить и унифицировать процесс перехода со школьной скамьи на новую ступень в средне-специальное или высшее образовательное учреждение, так называемый Единый государственный экзамен, похоже, только усложнил жизнь школьников и преподавателей. А есть ли польза от ЕГЭ?

В ПЕРИОД с 23 мая по 24 июня по всей стране проходят этапы ЕГЭ. Такая синхронизация была установлена минобразования и науки РФ для обеспечения объективности, адекватности и независимости оценки знаний экзаменуемого. В самом начале внедрения ЕГЭ говорилось, что по результатам успешной сдачи вчерашний школьник сможет с легкостью занять свое законное место студента в любом вузе на территории России. На практике такое встречается далеко не всегда и не везде. Буквально в первые же дни после обнародования правительством и росминобразования информации о внедрении ЕГЭ ведущие вузы страны заявили, что не будут производить набор студентов по результатам Единого госэкзамена и оставляют за собой право на проведение вступительных испытаний для абитуриентов.

Тяжело в учении...

В АСТРАХАНСКОЙ области, где, по сведениям регионального министерства образования и науки, эксперимент ЕГЭ успешно начал свою реализацию, местные вузы и филиалы иногородних учебных заведений заявили, что поступление по результатам ЕГЭ, как прежде по конкурсу аттестатов, возможно только на узкий ряд специальностей, среди которых и малопопулярные в последнее время. За последние два года рейтинг специальностей заметно изменился: вузы аккредитовали разные специальности, и профессии, например, связанные с сельским хозяйством, стали более популярны среди абитуриентов за счет продвижения программ поддержки сельских жителей и молодежи и т.п.

Изменилось и отношение самих вузов и ссузов к ЕГЭ. Как бы ни сетовали родители, что сдавать экзамены в незнакомой обстановке - стресс для ребенка, результаты ЕГЭ действительно претендуют на объективность. "Претендуют" - не случайное слово: по мнению психологов, тестовый контроль не может быть на 100% объективен. Письменная работа раскрывает глубину знаний экзаменуемого, показывает наличие или отсутствие логики, аналитических способностей, тогда как в ответах на тестовые задания можно "попасть пальцем в небо", не зная точного ответа наверняка.

Количество не значит качество

СЕГОДНЯ по результатам ЕГЭ официально принимают все вузы и филиалы иногородних вузов, находящиеся на территории нашего региона. Однако количество мест на студенческой скамье ограничено, особенно это касается бюджетных. Мы уже писали, что в этом году ожидается уменьшение бюджетных мест - в министерстве образования и науки это объясняют демографической ситуацией. Мол, число предполагаемых абитуриентов, то есть родившихся в 88-89 гг. прошлого века, в этом году меньше, чем в предыдущем процентов на 5-10, вот и количество бюджетных мест будет сокращено на 6%. Зато число коммерческих студентов никак не регулируется.

На сегодняшний момент в области действует более 40 высших учебных заведений. В основном это филиалы иногородних вузов. Как таковых астраханских остается только 3. С нового учебного года бывший АИСИ войдет в состав АГТУ, таким образом в региональном минобразования планируют поднять престиж строительных и архитектурных специальностей. Каждый из вузов оставляет за собой право проводить набор студентов по результатам собственных вступительных испытаний. Например, в АГУ не принимаются ЕГЭ по иностранным языкам и информатике. В АГМА проводят собственные тестирования по химии и биологии, и только экзамен по русскому языку, сданный в формате ЕГЭ, принимается в расчет. В АГТУ список специальностей, набор на которые по результатам ЕГЭ не проводится или засчитываются лишь некоторые дисциплины по ЕГЭ, значительно шире.

Между тем, качество образования, по оценкам работодателей и даже самих преподавателей вузов, снижается. Частично это можно объяснить нарушением цепочки вуз-предприятие. Сейчас у ряда вузов налаживаются отношения с производственными, торговыми и прочими предприятиями на предмет прохождения студентами практики. Другая причина, по мнению многих работодателей, кроется в коммерциализации высшего образования. По идее, образование - это такой же продукт, как и хлеб или кроссовки, например. Мы требуем, чтобы хлеб был свежим и вкусным, а кроссовки - качественные и красивые. Почему же наши коммерческие студенты считают, что за легальные или нелегальные деньги им обязаны "рисовать" оценки, а знания при этом их волнуют в меньшей степени? В рекламных проспектах практически каждого вуза сегодня мы можем прочесть: "Наш вуз дает вам возможность овладеть одним или несколькими иностранными языками, получить знания и навыки работы на компьютере...". Но далеко не каждый выпускник вуза, если он не занимается самообразованием или не берет уроки репетитора, свободно владеет хотя бы одним иностранным языком, а навыки работы на компьютере, полученные в университетах, сводятся к работе в программе MS Word. Но это не мешает самим вузам открывать новые специальности, проводить дополнительные коммерческие наборы, претендовать на статус "инновационного" и т.п.

Не нужны экономисты, не хватает трактористов

"ПРЕЖДЕ всего, открытие новых специальностей продиктовано возможностями рынка труда", - утверждают в приемной комиссии одного из вузов. Так, в настоящее время на первые позиции среди абитуриентов выходят информационные технологии, сети, связи, коммутации, маркетинг и реклама, не уступают своих высот и переводческое дело, судовая энергетика, набирают силу химия нефти и газа. Статистика показывает, что обучение на экономистов и юристов остается по-прежнему самым дорогим, а количество выпускников с такими специализациями не уменьшается. Между тем, как нам пояснили в Управлении Федеральной службы по труду и занятости по Астраханской области, на бирже труда 80% вакансий составляют рабочие специальности: сварщики, крановщики, обработчики и т.п., а в сельской местности - трактористы, комбайнеры, ветеринары и т.д.

Многими из требуемых специальностей можно овладеть не в вузах, а в ссузах - это и быстрее (меньше срок обучения), и дешевле (кстати, не во всех ссузах действует система коммерческого набора). Но почему-то основная часть потенциальных абитуриентов и, главное, их родителей выбирает вузовское образование, не задумываясь над тем, по плечу ли ноша...

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых